К диагнозу «рак» невозможно подготовиться
Но можно распознать болезнь на ранней стадии
О том, как распознать эту болезнь на ранней стадии, мы беседуем с председателем Научного общества онкологов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, заведующим отделом опухолей репродуктивной системы ФГБУ НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова, членом-корреспондентом РАН, профессором Владимиром Семиглазовым (на фото).
— Владимир Федорович, насколько сейчас распространено это заболевание? И правда ли, что болеть им мы стали меньше?
— На самом деле статистика онкологических заболеваний на протяжении многих десятилетий идет по нарастающей во всех странах без исключения. Самый высокий уровень заболеваемости отмечается в странах Западной Европы и Северной Америки. А вот в странах Африки и развивающихся государствах заболевших раком значительно меньше. По причине того, что там продолжительность жизни меньше и многие просто не доживают до возраста заболевания опухолями.
По последним сведениям МАИР (Международное агентство по изучению рака) и ВОЗ, в мире ежегодно регистрируется не менее 1,5 млн. новых случаев рака молочной железы. Хотя, возможно, число заболевших еще больше, так как далеко не все страны располагают онкологическими регистрами и базами данных об онкопатологии. Только в Российской Федерации ежегодно выявляется 60 тысяч новых случаев этих опухолей. В Петербурге когда-то фиксировалось около 2 тысяч онкологических заболеваний в год. Сейчас эта цифра достигает уже примерно 2,5 тысячи.
— А вы можете назвать факторы, которые провоцируют развитие этой болезни?
— Раком можно заболеть в любом возрасте, но чаще всего он диагностируется у женщин после 55 лет. Считается, что причиной возникновения некоторых форм рака может стать курение и употребление алкоголя. Например, установлена связь курения и заболеваемости раком легкого. Употребление алкогольных напитков (50 г этанола в день) является фактором риска развития рака верхних отделов пищеварительного тракта, печени, толстой и прямой кишки, рака молочной железы. По данным Глобальной информационной системы ВОЗ, начиная с 1980-х резкое увеличение потребления алкоголя и табака наблюдается во многих странах, и особенно в странах с низким и средним подушевым доходом. Если тенденция сохранится, это может привести к росту общей частоты рака на 36%. Избыточный вес и несбалансированное питание также может стать причиной возникновения гормонозависимых опухолей, таких как рак яичников, рак матки, рак молочной железы. А вот регулярные занятия спортом, наоборот, снижают риск заболеваемости раком этих органов и особенно молочной железы. Это общеэпидемиологические факторы. И, казалось бы, зная о них, многие формы рака можно предотвратить.
— А существуют ли какие-то прививки от рака?
— От рака молочной железы прививок пока нет. А вот в отношении рака шейки матки, где доказана роль вирусов папилломы, существуют прививки, и уже приводятся доказательства, что они сокращают частоту папилломатоза. Предполагается, что при этом сокращается и риск возникновения онкологических заболеваний.
В последние годы были проведены профилактические исследования с применением препаратов антиэстрогенов (тамоксифен). В проектах химиопрофилактики участвовали несколько десятков тысяч женщин, получавших эти препараты. Эксперимент показал, что их применение в два раза сократило частоту заболеваний раком молочной железы. Однако выяснилось и другое: под воздействие этих препаратов попадают только гормонозависимые опухоли, которые протекают относительно благоприятно. В то же время у таких больных чуть учащалось развитие других опухолей, к счастью менее агрессивных. Есть и другие препараты с другими механизмами действия, которые в принципе подавляют вредные эстрогены. Но говорить о том, что найдено лекарство, излечивающее запущенные (IV) стадии рака, пока нельзя.
В то же время современная лекарственная терапия (химиогормонотерапия, таргетная терапия) сокращает смертность от рака на 30 — 40%.
Рак коварен, и потому необходима система его раннего выявления, ведь чем раньше обнаружена опухоль, тем легче ее побороть. К тому же ранняя опухоль, что применительно и к раку молочной железы, биологически не так агрессивна, как поздняя. И в этих условиях важно не только раннее выявление, но и эффективное лечение.
На сегодня одним из компонентов любого лечения рака являются операции по удалению опухолей и лимфатических узлов. Конечно, операции необходимы, но хирург, когда оперирует, исходит из того, что опухоль находится только в определенном больном органе. При этом выясняется, что при крупных опухолях (III стадия рака) примерно у 40% больных к этому времени уже есть скрытые микрометастазы, которые не видны и не определяются современными диагностическими методами. И поэтому главный прогресс в лечении рака связывается прежде всего с системным послеоперационным лечением и появлением новых высокоэффективных препаратов.
Обычно в таких случаях говорят о химиотерапии, гормонотерапии и биологической терапии, то есть терапии, которая направлена на фактор, определяющий особую агрессивность имеющейся опухоли.
— Владимир Федорович, в последнее время много говорят о биотерапии в борьбе с раком. А в чем суть этого лечения?
— Биотерапия — это лечение человека путем направленного воздействия на конкретную мишень, ответственную за прогрессирование заболевания. При раке молочной железы этот метод связан с появлением препарата трастузумаба (герципин), что резко изменило ситуацию с теми опухолями, которые раньше приводили к гибели пациента. Еще эффективнее целенаправленная биотерапия (или таргетная терапия) у больных с операбельными опухолями. Пока этот препарат не выпускается в России в чистом виде, но сегодня в нашей стране уже работают над созданием его биоаналога. Если он появится, это резко сократит стоимость лечения и позволит спасти жизни еще большего числа пациентов.
— Недавно в одном из СМИ прочитала о том, что в Петербурге ситуация с лечением онкобольных хуже, чем в целом по стране. Вы тоже так считаете?
— Конечно, нет. Просто в Санкт-Петербурге есть канцер-регистр, точно регистрирующий (в отличие от других регионов) истинную онкологическую заболеваемость. Наоборот, в городе ситуация с лечением онкологии намного лучше. Знаете ли вы о том, что многие наши пациенты живут после операции по 20 — 30 лет? А то, что 70% наших больных уходят из клиник с диагнозом «выздоровевшие»? И тот факт, что после лечения человек продолжает жить полноценной жизнью, работает, рожает детей, — это уже успех. Хотя, конечно, раковые клетки могут скрытно оставаться в организме человека. Они просто сидят и ждут своего часа. И в случаях стрессовых ситуаций (аварий, травм и т. д.) они могут проявиться.
Но ведь, с другой стороны, и многие вирусные заболевания тоже фактически неизлечимы. И если человек, допустим, не переохладится, то он не заболеет. Вот так и с онкологией. Так что, несмотря на значительные достижения в борьбе с этой болезнью, проблему лечения рака нельзя считать решенной. Поэтому так важно заниматься профилактикой этого заболевания.
А что мы имеем на деле? У нас только 20% женщин регулярно посещают врача-маммолога. А когда дамам предлагают пройти бесплатное обследование — маммографию, то они не идут.
С раком такие шутки не проходят. Кстати, в Скандинавских странах, если женщину приглашают на обследование, а она не приходит, то потом, если у нее все же выявились опухоли и требуется дорогостоящее лечение, ей могут отказать в бесплатной медпомощи.
Сегодня современная онкология позволяет излечивать многие опухоли, хотя потери все еще неоправданно велики. А потому с раком надо бороться всем миром, в этом деле никто не должен оставаться в стороне.
***
За минувшее десятилетие на 123% увеличился прирост больных раком предстательной железы, на 56% — раком щитовидной железы. При этом почти на 18% снизилась заболеваемость раком желудка, на 12,6% — пищевода, на 12,9% — легкого.
***
В Петербурге рост заболеваемости раком за последние 10 лет составил почти 20%, в СЗФО — около 42%.