К музею пришвартуют атомный ледокол?
В Петербургском музее Арктики и Антарктики ищут способы сохранения здания на Марата и расширения площадей
Будущее любимого всеми музея (который располагается в стенах бывшего единоверческого прихода) долгие годы кажется туманным. Позиция РПЦ остается твердой: храм должен быть возвращен верующим. Впрочем, на днях директор музея Виктор Боярский заявил, что как минимум в ближайшие восемь лет их никто никуда не выгонит. Более того, активно ведутся разработки по расширению экспозиции. Для этого планируется привести из Мурманска атомный ледокол, а также построить в Кронштадте дополнительный выставочный комплекс.
Споры о том, кому въезжать, а кому выезжать, ведутся с начала 90-х. До сих пор музейщиков не удавалось сдвинуть с места. На последнюю заявку, поданную Русской православной церковью, в Росимуществе ответили отказом. Причина — отсутствие у РПЦ охранного обязательства. Иными словами, нет гарантий, что приход сможет содержать здание в должном порядке (а оно относится к объектам культурного наследия). Также необходима его масштабная реконструкция: после передачи церкви городу в 30-х годах прошлого века храм сильно перестроили.
— В ближайшие два года мы можем спокойно работать в текущем режиме, — пояснил корреспонденту «ВП» директор музея Виктор Боярский. — До 2017 года средств на реконструкцию в бюджете не предусмотрено точно. А если заявка на наше выселение все-таки будет принята, то по закону на то, чтобы переместиться, дается до шести лет. Но и в этом случае мы собираемся отстаивать свои позиции до последнего.
Впрочем, нынешних площадей музея для полноценного развертывания экспозиций все-таки категорически не хватает. Например, для иллюстрации истории дрейфующих станций сегодня на Марата отведена пара квадратных метров. Дальнейшее расширение — также насущная проблема. Есть вариант — Кронштадт, территория Морского завода. Но переезжать туда полностью — значит растерять часть посетителей: это все-таки не центр Петербурга, бабушки с внуками в такую даль точно не поедут. Иных альтернатив не предвидится. Поэтому в планах — перенести на новое место часть экспозиции.
Заметим также, что строительство — это деньги. А город вряд ли потянет такую статью — необходим 1 миллиард рублей. Вся надежда на частных инвесторов. Но начинать строительство в чистом поле на задворках мегаполиса — риск. Отсюда идея сделать центром притяжения и кристаллизации будущего музея — атомный ледокол «Арктика».
— Да, мы бы хотели начать с него, — рассказал Боярский. — Этот ледокол списан с реестра в 2008 году и находится сейчас на холодном отстое в Мурманске. На утилизацию «Арктики» и другого ледокола — «Сибирь» — выделено из бюджета 2,3 миллиарда рублей. С них снимут реакторы, а сами суда распилят. Что-то из этих средств можно потратить на то, чтобы доставить «Арктику» в Петербург и сделать частью экспозиции будущего музея.
В Кронштадте, при оптимальном развитии событий, в ближайшие годы может появиться вот такой нешуточный выставочный объект: новая площадка музея Арктики и Антарктики (площадью 30 тысяч квадратных метров) и пришвартованный к нему гигантский ледокол «Арктика»
В Норвегии, Швеции, Англии, по словам Виктора Ильича, ледоколы, выставленные для посещения, пользуются огромным интересом у местных жителей и туристов. А у нас такие корабли или бросают — как флагман арктического флота «Обь», или распиливают на иголки — как первый отечественный ледокол «Ермак». Между тем «Арктика» — это ценнейший и интереснейший объект: длина его 148 метров, ширина 30 метров (он в разы больше «Красина»). Важно и то, что он мог бы выполнять и функции учебно-тренировочной базы для петербургских курсантов. Сейчас на Балтийском заводе заложено 4 ледокола, и где-то будущих членов их экипажей нужно тренировать…
Предложение о транспортировке ледокола Боярский уже обсудил с губернатором Георгием Полтавченко: градоначальник поддержал идею. А также презентовал проект на прошлой неделе государственной комиссии по развитию Арктики под председательством Дмитрия Рогозина, где вице-премьер посоветовал представить ему детальный вариант проекта. Пока о каком-то конкретном решении говорить рано. Документ планируется подготовить к октябрю.
Если инициатива будет поддержана, идеальный вариант — буксировка корабля следующим летом. Кстати, именно здесь, в Кронштадте, в Лесной гавани, имеется единственный в России сухой док для содержания судов такого тоннажа: то есть условия есть. После этого можно будет предметно говорить о строительстве второй части музея, в которую может войти экспозиция, посвященная новейшей истории (послевоенный период — начало XXI века). При оптимистическом варианте развития событий появление Музея Арктики и Антарктики на берегу Балтийского моря по соседству с 23-тонным ледоколом состоится в 2017 — 2018 годах.
Справка «ВП»
Ледокол «Арктика» — построенный вторым в мире атомный ледокол (первым стал «Ленин»). Первое судно, достигшее Северного полюса. Заложен на Балтийском заводе в 1971 году, введен в эксплуатацию в 1975-м. Автономность плавания — 7,5 месяца. Экипаж — 150 человек. Осадка — 11 метров. На ледоколе имелась возможность базирования вертолета для проведения ледовой разведки. 17 августа 1977 года, преодолев 3852 морские мили, в том числе 1200 миль многолетнего льда, достиг Северного полюса. В результате экспедиции была практически доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана. Во время похода учеными впервые были опробованы приборы для определения толщины ледяного покрова, система спутниковой навигации в условиях высоких широт, собраны уникальные данные о взаимодействии корпуса ледокола в разных рабочих режимах.
Метки: Музейное дело Корабли
Важно: Правила перепоста материалов