Газета выходит с октября 1917 года Saturday 16 ноября 2024

КГИОП «погорячился»

И напрасно снял с охраны более тридцати исторических зданий — 8 из них уничтожено

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) — структурное подразделение правительства Санкт-Петербурга — «с превышением полномочий» исключил в 2004 году из-под охраны 31 выявленный объект культурного наследия в городе и пригородах. Такое решение по иску прокуратуры вынес городской суд.

Преображенские казармы не дождались осеннего решения суда — их закончили крушить в мае. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Что такое «выявленный объект»? Это временный статус, который дается зданиям, претендующим на звание памятника архитектуры. Присвоив, статус уточняют, проводят историко-культурную экспертизу, а далее решают судьбу здания: оставить потомкам либо пустить под нож бульдозера. В интересах стройиндустрии — конечно, здание снести, расчистив площадку под новое строительство. Так, собственно, и практиковалось в последнее десятилетие в Петербурге, когда историко-культурная экспертиза с энтузиазмом признавала малоценными дома, ценность которых была очевидна специалистам. Экспертиза проводилась частными компаниями, в том числе известной мастерской академика архитектуры Татьяны Славиной, члена Совета по сохранению культурного наследия города.

По результатам экспертизы решение об исключении здания из списка выявленных объектов принимал КГИОП. Как установила прокуратура, в августе 2004 года ведомство приказом председателя Веры Дементьевой сняло с охраны 31 выявленный объект, чем превысило свои полномочия. Теперь оказалось, что до 2009 года принимать решение о судьбе памятников имел право только специально уполномоченный орган, а никак не КГИОП.

Градозащитники твердили об этом обстоятельстве еще с того самого августа 2004 года. Но только сейчас их мнение было услышано. Правда, зданиям, снесенным в городе, это уже не поможет. Сейчас можно лишь констатировать, что вопреки закону были уничтожены:

 

  • Дом Крылова (Б. Подьяческая ул., 28).
  • Производственный корпус и дымовая труба фабрики Э. Э. Бремме (12-я линия В. О., 41).
  • Флигель в составе комплекса Французского благотворительного общества (13-я линия В. О., 52, лит. Ф).
  • Комплекс построек механического завода «Промет» (Свердловская наб., 44).
  • Дом А. В. Елисеева и здание кинематографа (Лиговский пр., 153).
  • Дом Шаврина (Лиговский пр., 13).
  • Дома Д. А. Дурдина (Невский пр., 116, и ул. Восстания, 2).
  • Казармы Преображенского полка (Парадная ул., 1 — 3, Виленский пер., 12, 14).
  • Также перестроен особняк Е. И. Струнниковой (Синопская наб., 54) и сгорели ценные дачи начала ХХ века на станции Курорт (наб. р. Сестры, 26, и Сосновая ул., 2).

Что получил город взамен? От «Стокманна» на Невском проспекте, на месте дома Дурдина, до элитного жилого комплекса на месте бывших Преображенских казарм, памятника военной истории Российской империи.

Последнее место по совпадению застраивалось стройкорпорацией, основателем которой был один нынешний сенатор, имеющий ту же фамилию, что и экс-вице-губернатор по инвестициям. Тайная связь «власть — стройиндустрия» становится открытием этого осеннего сезона.

Новая команда в Смольном декларирует свою приверженность сохранению памятников. Еще будучи кандидатом на пост губернатора, Георгий Полтавченко, выступая перед депутатами, поделился идеей создания отдельной федеральной программы сохранения исторического наследия города. «Существует идея выйти на руководство страны по разработке и финансированию программы по сохранению исторического наследия Петербурга», — сказал Полтавченко в конце августа. По его словам, Петербург известен своими памятниками истории и культуры по всему миру, многие объекты занесены в список ЮНЕСКО. «А федеральной программы по нашему городу нет, — сказал он. — Городу одному не справиться с этой проблемой».

 

Алла РЕПИНА
↑ Наверх