Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

КГИОП занялся реституцией

Новый глава охранного ведомства предложил уступить храмы церкви

Председатель КГИОП Александр Макаров высказался за то, чтобы отдать в ведение РПЦ Исаакиевский собор и Национальный пантеон России, что в лавре.

Благовещенская усыпальница была отреставрирована к 300-летию Санкт-Петербурга на средства города и спонсоров. Здесь покоятся останки более ста выдающихся деятелей отечественной истории и размещается собрание мемориальной скульптуры русских и зарубежных мастеров. Музейная коллекция с ее посетителями и церковный распорядок с его службами вряд ли смогут пребывать в безмятежном добрососедстве.

Идея реституции — возвращения собственности — прозвучала по ходу заседания Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города, состоявшегося на минувшей неделе. Первым пунктом заседания было обращение наместника Александро-Невской лавры епископа Выборгского Назария — о трудностях подготовки к 300-летию лавры, заложенной в 1713 году.

Вход в лавру — ноги переломаешь, булыжное мощение побито временем. Реставрацию, ведущуюся трудами РПЦ, закончили — и тут же начали, осенью покрасили — весной посыпалось, подвалы не гидроизолировали, деньги ушли в воду, и так далее. Церковью освоены десятки миллионов бюджетных рублей, но почетных гостей своего трехсотлетия лавра все равно может встретить в неприглядном виде, посетовал епископ. И выдвинул мысль о присоединении к этому непростому хозяйству, находящемуся в руках двух собственников — епархии и монастыря, еще и Благовещенской церкви, остающейся в ведении Музея городской скульптуры.

Эта красно-белая церковь Трезини при входе в лавру более известна как Национальный пантеон России «Благовещенская усыпальница». Построена в 1720-х годах. Здесь надгробия членов императорской семьи, сановников, академиков, полководцев. Самый именитый памятник пантеона — скромная надгробная плита у северной стены, под которой похоронен Александр Суворов.

Кроме праха графа Суворова здесь еще и останки генерала Милорадовича, героя войны с Наполеоном, подсказал экспертам совета Александр Макаров. И опережая сроки, обозначенные епископом, выступил за передачу Благовещенского храма церкви уже к 200-летнему юбилею войны 1812 года. То есть в наступающем году.

В перерыве заседания, будучи окружен требующими подробностей столь неожиданной инициативы журналистами, г-н Макаров также выразил готовность отдать церкви и Исаакий — государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», в церковном обиходе известный как храм Св. Исаакия Далматского. Правда, эту инициативу Александр Игоревич высказал совершенно частным образом, неоднократно подчеркнув личный характер своего мнения о том, что «Исаакиевский собор должен находиться под омофором церкви», не то там происходят «странные вещи, множество ларьков, торгующих сувенирами, а в храме должна быть другая обстановка».

Музейные работники от официальных заявлений воздержались. Приватным образом разъяснив, что распоряжения о передаче имущества музейного фонда Российской Федерации в ведение религиозных объединений не входят в компетенцию локальной структуры — органов власти на местах.
Местная епархия РПЦ неофициальные инициативы главы КГИОП никак не комментирует.

 

Алла ДМИТРИЕВА, фото автора
↑ Наверх