Качаясь на дождевых тучах
В фантастически красивом новом пространстве музея — Манеже Малого Эрмитажа открылась японская выставка «Керамика Раку: космос в чайной чашке»
В зале с кирпичными стенами темновато, подсвечены лишь витрины. На подобном скудном освещении настояла японская сторона. Впрочем, полумрак создает особенное настроение, располагающее к спокойному, неторопливому любованию керамическими чашками. К ним японцы относятся с особым почтением. В витринах — одна-две чашки, чтобы им не было тесно, чтобы их красоту ничто не заслоняло. Впрочем, красота эта — особенная, какая-то «неправильная», непривычная для глаз европейцев, привыкших к идеально гладким, глянцевым сервизам. Они могут показаться даже кривыми и косыми. И цвета непривычны. Написано, например: «Красная чашка». А она вовсе не красная — скорее терракотовая или приглушенно-оранжевая. И черная — не черная, а графитовая или бурая. Чашка и чайницы
Чтобы оценить красоту этих «неправильных» чашек, нужно вспомнить об одном из важнейших принципов японской эстетики — «ваби». Предполагающем красоту в простоте, безыскусности, продуманном несовершенстве. Идеальная форма, симметрия, по мнению японцев, мертвы. Живое — оно всегда неровное, асимметричное.
Эти чашки создаются без гончарного круга. Как скульптуры — они вылеплены вручную.
Вот как объяснил представитель 15-го поколения традиционного ремесла Раку Китидзаэмон отказ от гончарного круга в беседе с корреспондентом «ВП»:
— Гончарный круг ведь нужен для того, чтобы сделать идеально красивую форму. И сделать много чашек одинаковой формы. А для керамики Раку это как раз неприемлемо. Мы стремимся создавать «неправильные» чашки, которые отличаются одна от другой. Каждая — индивидуальность, со своими неровностями, шероховатостями, потеками глазури. Важно еще, чтобы, взяв ее, вы ощутили теплоту керамики и — рук мастера, который ее вылепил. И даже — тепло его души.
У многих чашек есть названия — весьма поэтические: «Счастливый день», «Рассветное небо», «Первый снег», «Очищенный каштан», «Ничего не иметь».
Двухцветный лев работы мастера Тедзиро
По словам Татьяны Араповой, ведущего научного сотрудника отдела Востока и куратора выставки с российской стороны, к названиям чашек нужно относиться внимательно:
— У японцев очень развито ассоциативное мышление. И названия этих чашек часто выражают настроение мастера, которое он хотел передать.
Думаю, что настроению многих гостей, пришедших в Эрмитаж на открытие выставки, несмотря на сильнейший ливень, обрушившийся на Петербург, больше всего соответствовала чашка с именем «Качаясь на дождевых тучах».
Сейчас работает 15-й представитель школы Раку. Он живет в Киото, в доме, которым его род владеет уже 400 лет. Там находится мастерская, там печи, в которых обжигается керамика.
Восьмиугольный сосуд с изображением тыквы для хранения пищи
Создатель чайной церемонии — Сэн Рикю. Это с его легкой руки японцы еще в XVI веке отказались от корейских и китайских чашек. Именно тогда мастер Тедзиро создал керамические чашки, которыми мы любуемся. Примерно такие же делает сегодня его потомок Раку Китидзаэмон.
В поисках утраченной гармонии
Япония — страна самых продвинутых технологий с очень высоким темпом жизни, самым большим количеством людей, которых можно назвать жертвами моды, с ног до головы одетых в вещи знаменитых брендов. И при этом здесь живы древние традиции.
Чайная церемония — невероятно красивый и исполненный глубокого философского смысла ритуал.
Но есть ли у современных японцев время на чайные церемонии?
Корреспондент «ВП» задала этот вопрос и господину Раку Китидзаэмону и Татьяне Араповой.
И вот что они ответили.
По мнению господина Китидзаэмона, как раз именно потому, что мир сейчас настолько перегружен информацией, людям и нужно время, когда они могут побыть сами собой:
— Я уже говорил, что чайная церемония появилась в тот период, когда вся Япония была охвачена войнами. В такие трудные времена, когда речь идет о выживании, чайная церемония помогает восстановить утраченную гармонию. Хотя бы на то короткое время, когда вы пьете чай, созерцая в чашке космос.
Скульптурный портрет Сэна Рикю
Татьяна Арапова рассказала, что в Токио, где она не раз бывала, среди современнейших зданий есть сады.
Так же и чайная церемония: для нее находится время и место даже в очень напряженной жизни современных японцев. Хотя основной принцип чайной церемонии — отрешение от забот, от мирской суеты — порой нарушается. Сейчас во время чайной церемонии могут вестись деловые переговоры. Но все-таки каждая образованная девушка должна уметь провести чайную церемонию в соответствии со всеми ритуалами.
Большая курильница-Раку в виде гуся
Метки: Музейное дело Выставки Скульптура
Важно: Правила перепоста материалов