Как Пушкин однажды Аникушину жизнь спас
5 и 6 июня филиал Музея городской скульптуры «Мастерская Аникушина» приглашает на «пушкинские экскурсии», посвященные 214-летию со дня рождения поэта. О том, что ожидает посетителей, разузнал корреспондент «Вечёрки»
Составить приблизительный список «пушкинских секретов» Аникушина нам помогла Светлана ТИМОФЕЕВА, старший научный сотрудник филиала Музея городской скульптуры «Мастерская Аникушина».
— С таким местом, как мастерская Аникушина, наверное, связано немало преданий и таинственных историй…
— Существует легенда о том, что памятник Пушкину, стоящий на площади Искусств, спас Михаилу Аникушину жизнь. Дело в том, что Аникушин участвовал чуть ли не в каждой плановой помывке или ремонте памятника, считал это своим долгом. И вот, когда «Пампуш» в очередной раз оброс лесами, Аникушин забрался на самый верх, чтобы что-то проверить. Но поскольку недавно прошел дождь и доски настила были мокрые, он поскользнулся и точно упал бы, если бы его плащ не зацепился за простертую руку памятника.
— Поговаривают, что Аникушин упоминал о таинственной связи между ним и Пушкиным даже в кабинетах партийных деятелей…
— Вообще подобное могло быть. Считалось, что у Михаила Константиновича с Пушкиным была некая мистическая связь, и, как он сам говорил, началась она с того, что ему, как и всем советским детям, читали на ночь его стихи. В воспоминаниях Аникушина, представленных на экспозиции в мастерской, фигурирует один момент, который он сам считал ключевым в его связи с Пушкиным. Как-то на пути к Тверскому бульвару, когда ему было 8 лет, он увидел памятник Пушкину работы Александра Опекушина, и тот поразил его настолько, что с тех пор, по словам Михаила Константиновича, мир для него разделился на две части: Пушкин и все остальное. И в дальнейшем вся его жизнь была связана с образом Пушкина.
— Есть вроде предание о появлении памятника Пушкину на площади Искусств…
— Когда Аникушин стал студентом Академии художеств и учился на первом курсе, он стоял в толпе на закладке камня на Васильевском острове и гадал, держа за пазухой наброски монумента, кто же тот счастливец, что отольет в бронзе лик великого поэта. Ведь тогда конкурс был закрытым, и он не мог принять в нем участия. Но историю остановила война. И уже в послевоенные годы, после неудачного закрытого этапа конкурса, на общенародном варианте в финал вышли Аникушин и Москвин, его наставник. И вдруг внезапно последний уходит в сторону, ссылаясь на глобальную загруженность. Таким образом и был создан памятник на площади Искусств. При том, что Аникушин был недоволен последней версией монумента и вынужден был создавать его заново на свои собственные средства. Все это подтверждено документами и воспоминаниями, представленными на выставке.
— В чем же заключается особенность мастерской Аникушина?
— На самом деле вы ничего подобного не увидите больше нигде: это единственная мастерская скульптора, которая предназначена для изготовления полноразмерных монументов. Сейчас, как правило, лепятся эскизы, которые затем на заводах увеличиваются до нужного размера исходя из заданных пропорций. Аникушин же стремился к другому: в его мастерской создавались полноразмерные макеты, и при всем этом он наносил последний слой глины сам, своими руками, создавая тем самым «нервность», создавая характер. В мастерской сохранилось множество приспособлений для работы, пластинки, которые он слушал, когда лепил или делал наброски в блокноте…
Экскурсии проводятся по предварительной записи по телефонам: 347-49-30 и 347-49-31. Взрослый билет — 150 руб., школьники и пенсионеры — 50 руб., студенты — бесплатно. Экскурсионное обслуживание — 50 руб.
Метки: Из первых рук Выставки Истоки
Важно: Правила перепоста материалов