Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 января 2025

Как «Вечёрка» зенитовским болельщикам помогла

Восемь коллекционеров наполнили экспонатами выставку, посвященную любимой команде

«Пока у футбольного клуба «Зенит» нет своего стадиона, нет и возможности создать собственный музей, — говорит Жанна Дембо, заместитель гендиректора «Зенита» по связям с общественностью. — Поэтому мы пока проводим временные выставки».

В коллекции значков Ивана Хартияна самый, пожалуй, ценный экспонат — знак участника финала Кубка СССР 1944 года, в котором «Зенит» одержал победу над ЦСКА


Одна из таких выставок открыта в Выставочном центре Санкт-Петербургского отделения Союза художников. Название ее символично: «Зенит» — моя судьба» — на ней представлены экспонаты из личных коллекций восьми человек, бесконечно преданных питерскому клубу и не мыслящих без него своей жизни. 

Право же, без таких людей многие страницы истории питерского клуба могли бы просто кануть в Лету. Мало того что «Зенит» был командой «великого города с областной судьбой», в котором, мягко говоря, не пользовался расположением властей предержащих, так еще и пережил тяжелые времена в начале и середине «лихих 90-х»…

Неудивительно, что в самом клубе мало сохранилось артефактов его почти девяностолетней истории. Вот и ветеран «Зенита» Вадим Храповицкий, игравший за сине-бело-голубых с 1957 по 1964 год, сетовал на открытии выставки, что ни он, ни его товарищи не сохранили свою форму и другие вещи, связанные с пребыванием в «Зените».

Уникальный экспонат — футболка с зенитовской «стрелкой» и номером «9», приобретенная на блошином рынке. Как сказал Михаил Сапего, его друзья в Университете технологии и дизайна провели экспертизу материала и подтвердили, что футболка выпущена в начале 1960-х. Ну а тогда за «Зенит» под №9 играл Лев Бурчалкин, лидер зенитовских атак

Не все восемь энтузиастов, чьи коллекции наполнили выставку, смогли прибыть на открытие, а Иван Хартиян, собиравший значки, связанные с «Зенитом», считанные дни не дожил до этого момента. Ну а те, кто пришел, поведали немало занятного.

Михаил Сапего, чьи интересы коллекционера связаны с историей стадиона им. С. М. Кирова, на котором «Зенит» играл с 1950-го до второй половины 1990-х, поделился: «Я вплотную этим занялся, когда стало ясно, что уникальный стадион, шедевр, созданный академиком архитектуры Александром Никольским, исчезнет практически без следа. Мне везло, как всякому преданному своему увлечению коллекционеру: например, на блошином рынке на Удельной, в куче всякого барахла, я сумел разыскать пригласительный билет на праздник, посвященный открытию стадиона».

А еще в коллекции Михаила — автопортреты Александра Никольского на фоне видов стадиона, выполненные в технике линогравюры; книги, буклеты и журналы, посвященные стадиону, портсигары с видом стадиона, выпущенные к его открытию. Даже пропуск на стадион с грифом: «Везде».

Максим Дукельский собирает все, что отражает историю зенитовского фанатского движения. «Началом его мы считаем 21 сентября 1980 года — первый организованный выезд фанатов «Зенита» на матч против «Спартака», — пояснил Максим. В его коллекции — фанатские газеты и журналы, такие как «Знамя «Зенита» или «Невский фронт». А еще — уникальные альбомы с фотографиями первых фанатских будней.

Известный футбольный историк Юрий Лукосяк выставил фотографии и документы, освещающие зарождение футбола в нашем городе и первые шаги «Зенита», который назывался еще «Сталинец». Владимир Фалин и Павел Башмаков представили программки и билеты на матчи «Зенита» не столь далекого прошлого. Из коллекции Михаила Сергиенкова наибольший интерес представляют афиши матчей «Зенита». 

«Улетая сегодня в Индию, уверен в победе. Ни пуха ни пера. Обнимаю всех. Ваш Кирилл Лавров. 26.11.84»

А Александр Терентьев выставил зенитовские шарфы, в том числе те уникальные двухцветные, что выпускались в начале 80-х. Среди них — даже армейские красно-синие и спартаковские красно-белые — в зависимости от того, какая пряжа у текстильщиков была под рукой. Но что неизменно — «стрелка» с гордым именем «Зенит».

Вернисаж был в самом разгаре, когда появился еще один болельщик «Зенита» со стажем — Сергей Объезжев с увесистой пачкой зенитовских программок. «Хочу отдать их коллекционерам, чтобы они передали их в фонды будущего музея «Зенита», — обратился он к корреспонденту «ВП». 

Я подвел его к Михаилу Сапего, который с благодарностью программки взял, отметив, что свою коллекцию он в новый музей «Зенита» тоже отдаст безвозмездно.

«Я как чувствовал, что вы из «Вечёрки», — сказал мне Сергей чуть позже. — Однажды ваша газета помогла мне и всем болельщикам «Зенита». Где-то в начале 80‑х приезжаю я на стадион Кирова к началу матча, а там на входе работает лишь одна касса, в которую выстроилась огромная очередь. Я опоздал на матч почти на полтайма! Придя домой, сразу же написал возмущенное письмо в «Вечёрку». И мне ответил знаменитый спортивный журналист Валентин Семёнов! Поблагодарил за сигнал и пообещал взять ситуацию на контроль. И что же вы думаете? На следующем матче с кассами было все в порядке».

↑ Наверх