Как ЗСД стал Западным тормозным диаметром
Петербуржцы «голосуют» против этой трассы, предпочитая стоять в пробках бесплатно
Автомобилисты, похоже, решили поступить с Западным скоростным диаметром (ЗСД) так, как поступают с любым некачественным товаром. Они стали попросту игнорировать эту трассу, предпочитая ездить по другим, пусть более длинным и менее комфортным дорогам. Почему?
До 15 мая, пока ЗСД не стал платным, многие водители выбирали именно его. Однако все изменилось после того, как на трассе заработали пункты оплаты проезда. То ли из-за нерасторопности кассиров, которым приходилось отсчитывать сдачу и выдавать чеки, то ли от медлительности водителей, еще не привыкших к новым правилам, на ЗСД стали образовываться огромные пробки. По выходным дням, когда петербуржцы ехали на дачу и обратно, они достигали 10 километров. После этого трассу, которая должна была стать прорывом в решении транспортных проблем Петербурга, горожане прозвали Западным тормозным диаметром и ЗаСаДой.
Поэтому не удивительно, что сегодня на Приморском шоссе можно видеть такую картину: на подъезде к ЗСД плотный автомобильный поток резко разделяется на две неравные части. Большая часть сворачивает на нагруженную транспортом улицу Савушкина, а всего несколько машин едут в сторону ЗСД.
Как показал опрос, проведенный среди жителей Петербурга одним из новостных Интернет-порталов, больше половины жителей города, пользующихся личным автотранспортом, не ездят по Западному скоростному диаметру. Почти треть опрошенных заявили, что не делают это потому, что «проезд по ЗСД -- это «бессмысленно и дорого».
— Пользовалась северным участком, пока не попала в воскресенье вечером в огромную пробку в пункте оплаты. Теперь не буду пользоваться, т. к. система организации оплаты совершенно не продумана: до введения оплаты проезд по участку ЗСД от Белоострова до съезда на КАД занимал 8 минут, а с учетом пробки в пункте оплаты теперь составил около часа. Нет никакого смысла. Если в пробке в районе Сертолова стоишь бесплатно, то на ЗСД — за деньги. Это уже перебор! — заявила одна автомобилистка.
По мнению члена координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александра Холодова, так как пробки на ЗСД стали появляться после введения платы, то вывод напрашивается сам собой: надо изменить способ ее взимания. Александр Холодов предлагает установить на трассе видеокамеры, которые будут считывать деньги со специальной карты, установленной на лобовом стекле. Счета с оплатой также могут приходить водителю на дом в виде квитанции. Куда отправлять квитанцию, определяется по фотографии номера машины. Если водитель не оплачивает квитанцию в течение указанного на ней срока, ему приходит штраф.
— Конечно, в этой системе неизбежны потери, если система считает информацию с карточки с ошибками или водитель подменит номера и скроется. Но в целом поток машин идет без остановки, и эти потери — мелочи по сравнению с потерями из-за пробок на ЗСД, — полагает Александр Холодов.
В свою очередь руководитель общественной организации автомобилистов «СПБ АВТО» Святослав Данилов вообще считает, что нам следует брать пример с Европы:
— Там проблему с пробками на платных трассах решают кардинально: если образуется серьезный затор, шлагбаум открывают и пропускают часть машин бесплатно, — говорит он.
И это вполне логично, так как основные принципы работы платной трассы — скорость и комфорт. А если обслуживающая организация не в состоянии их предоставить, то автомобилисты едут другим путем.
Кстати, проезд на ЗСД вызывает нарекания не только тем, что вынуждает автомобилистов стоять в пробках, но и своими ценами. Эксперты подсчитали, что с середины мая тарифы на одном участке ЗСД выросли на 30%, а на другом — на 133%. После того как в Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу поступила жалоба от автомобилиста, который считает, что стоимость проезда по этой автодороге явно завышена, сотрудники управления запросили необходимые материалы и документы у смольнинского ОАО «ЗСД», после чего будет принято решение о возбуждении дела по факту нарушения «Закона о защите конкуренции».
Стоит отметить, что если это произойдет, возникнет уникальный прецедент, так как раньше расценки на платных трассах в России еще не оспаривались. Впрочем, и сам ЗСД можно назвать прецедентом, ведь в стране больше нет платных магистралей в городской черте. Как нет и платной дороги, которая бы строилась в том числе и за деньги бюджета города, а значит, и тех петербуржцев, которым теперь предлагают платить за право пользования этой дорогой.
Если трасса не обеспечивает скорость и комфорт — за что платить?