Как быть заметным, оставаясь незаметным
Узнать, кто такие денди и существуют ли они сегодня, можно на выставке «Роман с модой. Дендизм» в Российской национальной библиотеке
Международная неделя моды «Aurora Fashion Week», которая с 17 по 22 апреля проходит в Музее Академии художеств, уже третий год в сотрудничестве с Российской национальной библиотекой пытается формировать вкус молодежи. Мы видели в красивейшем зале Корфа выставку старинных журналов «Вестники моды». В прошлом году там же прошла выставка, посвященная дресс-коду. До 28 апреля здесь можно посмотреть выставку, которая называется интригующе: «Роман с модой. Дендизм».
Цилиндр когда-то был знаком качества внешнего вида мужчины
Все, кто учился в школе, помнят строчки из «Евгения Онегина», раскрывающие феномен дендизма на примере главного героя романа в стихах:
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Чтобы так выглядеть, требовалась бездна свободного времени и уйма свободных денег. Ну и конечно, хороший вкус, с которым, как известно, можно только родиться.
Кроме Онегина (а это все-таки вымышленный персонаж), настоящих денди в России было не много, а после революции они и вовсе перевелись.
Впрочем, быть денди трудно во все времена не только из-за всего вышеперечисленного. Нужна смелость, готовность противопоставить себя большинству, идущему строем. Истинным денди можно назвать поэта Николая Гумилева. Ирина Одоевцева вспоминала, как зимой 1921 года Гумилев надумал надеть на вечер в честь 84-й годовщины со дня смерти Пушкина фрак. Это в насквозь промерзшем Петербурге, где ни у кого уже не осталось даже и приличного пиджака! Затея чуть не провалилась из-за того, что единственную пару черных шелковых носков съели мыши. Надевать же к фраку белые шерстяные Гумилев наотрез отказался. Одоевцева нашла для него пару черных носков у своего отца. Так 13 февраля 1921 года на вечере Гумилев блистал в великолепном лондонском фраке, поражая публику.
Конечно, это выглядело вызывающе. Неудивительно, что поэт закончил свою жизнь трагически. Но именно вызов, брошенный, как перчатка, в лицо господствующей в любом обществе пошлости, был такой же чертой дендизма, как и культивируемая «заметная незаметность».
Английские денди, вышедшие на арену моды в конце XVIII века, как раз и начали с того, что противопоставили свою подчеркнутую элегантность и хороший вкус богатеньким буржуа, которых считали вульгарными выскочками.
В витринах, стоящих в библиотечном зале, демонстрируются «модные романы», бывшие чем-то вроде Библии для нескольких поколений денди.
Первым «модным романом», на долю которого выпал успех, стал «Тремэн» Р. П. Уорда. Прототипом главного героя стал Джордж Браммел — основоположник идей дендизма. А роман «Пелэм» Бульвера-Литтона, соединивший заповеди дендизма и детективный сюжет, с увлечением читается и сегодня. Есть тут и множество старинных журналов мод, и книги лорда Байрона, Оноре де Бальзака и Оскара Уайльда.
Но перед публикой мелькают не только «преданья старины глубокой».
По мнению организаторов выставки, денди не сданы в архив, они существуют и сегодня. Кто они? Быть может, метросексуалы? Так с легкой руки английского журналиста Марка Симпсона называют мужчин, уделяющих повышенное внимание своей внешности и одежде, вплоть до мельчайших деталей.
Они с первого взгляда могут отличить Гуччи от Пуччи и с первого вдоха парфюм «Кензо» от туалетной воды «Армани». Их ногти всегда блестят, прически уложены волосок к волоску, а тон шарфа идеально сочетается с оттенком носков. Они убеждены, что инвестиции в собственный внешний вид всегда окупятся.
Иконы метросексуалов в наши дни — английский футболист Дэвид Бекхэм, который носит в ухе бриллиантовую серьгу и каждую неделю меняет прическу, и английский же актер Джуд Лоу, в чьей ангельской красоте есть что-то женственное. Метросексуалы нравятся представителям обоих полов. Джуд Лоу с блеском сыграл в фильме об Оскаре Уайльде, одном из самых знаменитых денди, его капризного возлюбленного Альфреда Дугласа. А роль самого Уайльда сыграл Стивен Фрай, чей недавний визит к депутату Милонову наделал так много шуму в Петербурге. Сэр Стивен — несомненный денди. Его серое пальто было неброским, но безупречно элегантным, а замысловато повязанный шарф вообще смотрелся как произведение искусства.
Но книг Стивена Фрая в витринах нет, зато здесь есть книги о Джеймсе Бонде. Вот уж кого можно отнести к денди, так это агента 007, который в огне не горит и в воде не тонет и не стареет, хотя без конца курит и пьет коктейли из водки и мартини («смешать, но не взбалтывать!»). Даже арбитр элегантности Джорджо Армани отдал должное Бонду в исполнении Дэниела Крейга: «Джеймс Бонд должен выглядеть безупречно. И Дэниел Крейг именно так и выглядел. Даже когда чуть не умер в туалете».
Кого из современных людей можно назвать денди?
Юрий Макаревич, дизайнер ручного трикотажа, стилист:
— То, что раньше называлось «денди», в XX веке, с появлением кинематографа и массмедиа, называется «vis it». Это известные люди, обладающие хорошим вкусом и достаточными средствами, которые к тому же всегда на виду. И еще очень важно, чтобы они обладали положительной репутацией. В пример можно привести футболиста Дэвида Бекхэма. Он талантливый спортсмен, баснословно богат, безукоризненно выглядит, при этом — прекрасный семьянин и публичный человек.
В XX и XXI веках мода повернулась лицом к женщинам, и сегодня можно говорить о денди женского пола. Если брать политиков, то, безусловно, к денди можно причислить недавно ушедшую из жизни Маргарет Тэтчер. Верх элегантности в одежде, свой стиль, ни тени вульгарности, блестящее образование, блестящий интеллект.
Что касается современных денди в России, то это вопрос сложный. Да, сейчас есть публичные люди, которые обладают и достаточными средствами, и достаточным вкусом, чувством стиля, чтобы претендовать на звание «денди». Но проблема в отсутствии положительной репутации.
Мэган Виртанен, историк моды, коллекционер винтажной одежды:
— Трудно говорить о возможности существования дендизма в современном мире. С одной стороны, основные идеи дендизма вполне приложимы к одежде элегантного мужчины и в наши дни — внимание к деталям, безупречность костюма, индивидуализм в выборе наряда, наличие личного стиля, изысканность, выглядящая естественной и не бросающаяся в глаза. Но в наши дни тратить столько времени на ежедневное одевание могут очень немногие. Назвать современников, достойных этого звания, я затрудняюсь. Тем более что дендизм — это не только одежда, но и соответствующие манеры и стиль общения.
Фото Ирины Морозовой
Метки: Мода Выставки Международное Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов