Газета выходит с октября 1917 года Saturday 16 декабря 2017

Чтобы детские стопы не стали плоскими

Нужно с рождения заботиться о том, чтобы у ребенка стопа была правильной формы

Плоскостопие у детей стало столь часто встречающимся диагнозом, что кажется: здоровые ножки — скорее исключение, нежели правило. Некоторые родители никак не реагируют на такой диагноз, считая, что все равно ничего не исправишь. А некоторые (из числа тех, у кого мальчики) порой связывают плоскостопие с возможным освобождением от армии (что, к слову, в корне неверно, ибо в армию не берут при крайне запущенном, тяжелейшем плоскостопии). Между тем лечить плоскостопие нужно: без правильной формы стопы можно забыть о правильной осанке и правильном формировании опорно-двигательной системы. О плоскостопии и о том, что делать родителям для того, чтобы ножки их детей формировались правильно, рассказывает Светлана Филипповна Леснова (на фото), врач консультативно-диагностического отделения Научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г. И. Турнера, доцент кафедры детской травматологии и ортопедии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, к. м. н.

— Основная задача родителей — воспитать умного и здорового малыша. Для правильного развития и формирования опорно-двигательного аппарата ребенка нужны здоровые ноги. Как говорят медики, ноги должны 90 лет носить 90 килограммов и не болеть.

Сразу скажу: форма стоп, их своды, мышечный скелет формируются до рождения ребенка. Врожденное плоскостопие встречается редко: это 1 — 2 случая на 1000 детей.

Если нет врожденной патологии стоп, основная задача — сохранить их здоровье в дальнейшем, в процессе роста ребенка.

Стопа — уникальный орган. Она является опорной базой, обеспечивает вертикальное положение в пространстве, устойчивость в вертикальном положении, гасит все толчки при ходьбе, тем самым сохраняя здоровье позвоночника.

Очень важен для воспитания, образно говоря, правильной стопы первый год жизни ребенка.

На что обращаем внимание на первом году жизни

1. В период от рождения до 3 месяцев нужно стимулировать сгибание и разгибание пальцев стоп, раздражая подошвенную поверхность надавливанием на подошву у основания 2 — 3 пальцев, поглаживанием подошвенной поверхности от середины пятки по направлению к каждому пальчику.

Удерживая ребенка в вертикальном положении за грудную клетку над поверхностью стола, дать ему коснуться поверхности стола ножками. Ребенок будет отталкиваться (рефлекс опоры и автоматической походки).

2. В возрасте 4 — 6 месяцев: в положении лежа на спине при согнутых коленных и тазобедренных суставах обхватить голеностопные суставы своими руками спереди и сгибать ножки и прижимать ступни к поверхности стола попеременно, имитируя топание. Учить ребенка активно переворачиваться, тренировать выпрямление тела и координацию на мяче-фитболе.

3. В возрасте 6 — 9 месяцев уделять внимание активным упражнениям на перевороты туловища, присаживание и, главное, ползание. Ползать ребенка надо учить обязательно. Это он должен освоить до момента самостоятельного сидения. Нельзя ограничивать ребенка в движениях в моменты активного бодрствования — усаживать в подушки, постоянно держать в коляске, на стульчиках, в ограниченных манежах.

4. В возрасте от 9 до 12 месяцев необходимо уделить внимание воспитанию координации и ритмичности движений — формированию равновесия в вертикальной позе (стояние у неподвижной опоры, переступание с ноги на ногу, ходьба с поддержкой за руки и за подвижной каталкой).

Между  тем

Теперь у Института им. Турнера есть филиал в Санкт-Петербурге (Лахтин­ская, 12 А). Филиал состоит из стационара и консультационно-диагностиче­ского центра. Все оборудовано по последнему слову медицинской техники. Прием по направлениям из поликлиник бесплатный.

Упражнения для стоп в положении сидя

1. Захват предмета.

2. Сжатие кулачков или мячика между коленями.

3. Вставание из позы сидя по-турецки у опоры.

4. Катание мячика.

5. Катание специального мячика с пупырышками — медбола.

Упражнения для стоп в положении стоя

1. Приседание у опоры со скрещенными ногами.

2. Стояние и ходьба по гимнастиче­ской палке.

3. Стояние и перекаты на балансировочной платформе. 

4. Приседание с широким разведением коленей.

5. Перекат пятка — носок.

Упражнения для стоп в ходьбе

1. Ходьба на носках.

2. Ходьба на пятках.

3. Ходьба на наружном крае стопы.

4. Ходьба на носках в полуприседе.

5. Ходьба по гимнастической палке, лазание по шведской стенке приставным шагом.

6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.

7. Ходьба по ребристой доске.

8. Ходьба по наклонной плоскости.

9. Ходьба по следовой дорожке.

Вот ваш малыш сделал первые шаги. Он стоит, широко расставив ноги, тем самым увеличивает себе площадь опоры. Шаги частые, короткие. Он неустойчив, часто падает. Надо помочь ему. Для обеспечения правильной нагрузки на стопы и правильного распределения этой нагрузки — у «первохода» должна быть правильная первая обувь:

1) c жестким задником,

2) с гнущейся подошвой (она должна легко сгибаться на уровне основания пальчиков),

3) обязательно должен быть каблучок 1 — 1,5 см (лучше каблук Томаса),

4) передний отдел обуви должен быть широким, свободным — пальцы должны легко двигаться,

5) обувь должна прочно фиксироваться на ножках.

Не надеваем на ребенка узкие носки.

Важно! Нельзя учить ходить ребенка в носках по гладкому полу. Напрасно говорят, что в старину ходили босиком и нога формировалась правильно. Босиком ходили, но полы в деревенских домах были отнюдь не такие гладкие, как сейчас. Это сейчас плитка, ламинат. Стопе не за что на таких полах уцепиться. Так что и дома ходим в правильной обуви.

На втором году обязательно надо тренировать баланс и координацию ребенка: учить приседать и поднимать игрушки, переступать с ноги на ногу, стоять на одной ножке с поддержкой, ходить по палочке, стоять на носочках; стоя на одной ноге, выполнять активные махи другой.

На третьем году жизни продолжается воспитание функций стоп. Полезны занятия на балансировочных платформах (для координации равновесия и формирования правильной осанки). Балансировочные платформы могут быть различной формы, на их поверхности должны быть пупырышки. Подобные платформы продаются в специализированных ортопедических магазинах и секциях. Полезна езда на велосипеде — для укрепления силовой выносливости мышц голени и стоп.

Выбираем правильную обувь

Не забываем, что правильная обувь нужна уже с самых первых шагов вашего ребенка!

1. Обувь должна быть устойчивой. При попытке наклона ботинок должен быстро вставать в правильное положение. Нога ребенка не должна раскачиваться из стороны в сторону.

2. Должен быть твердый, достаточно высокий задник. Подошва должна гнуться в районе основания первого пальца.

3. Предпочтительна обувь с хорошим супинатором (но можно, если врач не назначил иначе, покупать обувь без супинатора — роль супинатора в формировании правильной стопы преувеличена). Если покупаете обувь с супинатором, то смотрите, чтоб он не был очень жестким. Жесткий супинатор будет сдавливать свод стопы.

4. Каблук должен быть широким и устойчивым, желательно продлевающийся к основанию первого пальца (см. рисунок). В идеале высота каблука должна составлять 1/14 длины стопы.

5. Подбирайте обувь по размеру ноги. Не покупайте с расчетом на будущее, не подкладывайте в обувь кусочки ваты.

6. Обувь секонд-хенд лучше не покупать. Для ребенка желательна новая обувь.

Причины плоскостопия у детей

1. Недостаточная тренированность мышц стопы.

2. Слабость связочного аппарата.

3. Некоторые общие заболевания.

4. Чрезмерные статические нагрузки (обычно при наличии ожирения).

5. Неправильная обувь.

Дети, имеющие плоскостопие, должны находиться под наблюдением ортопеда. Родители должны выполнять все рекомендации врача.

Некоторые особенности пространственной ориентации стоп у «первохода», которые вызывают тревогу у родителей

✓ Некоторые малыши при первых своих шагах ставят стопы с развернутыми вовнутрь носочками. Это связано не с патологией стоп, а с отставанием в развитии вышележащих суставов (чаще тазобедренных). Просто при такой постановке ног суставы стабильны и ребенку комфортней.

В дальнейшем суставы развиваются правильно, но у малыша формируется стереотип ходьбы с внутренней ротацией стоп. Это, как правило, не нравится родителям, да и ребенок страдает — при быстрой ходьбе или беге носочки мешают друг другу, цепляются друг за друга и малыш падает. Родители приходят к врачу с жалобой на косолапость.

Поэтому очень важно следить не только за формой ног, но и за правильной их ориентацией в пространстве при ходьбе.

У такого «первохода» в комплекс гимнастики следует включить ходьбу по правильной следовой дорожке. Рисуем следы стоп на дорожке с разворотом 10 — 15 градусов, и ребенок должен ходить по ним, точно попадая в следочки. Это стимулирует выработку правильного автоматического стереотипа ходьбы. А главное — это элемент игровой гимнастики. Обувь должна быть правильной. Колодка обуви должна быть прямой.

✓ Другой вид неправильной установки стоп при ходьбе — это отклонение пяточки наружу и опускание среднего отдела стоп на площадь опоры — гиперпронация. Родители приходят с жалобой на плоскостопие и неправильное снашивание обуви — стирается внутренняя часть подошвы.

Это часто наблюдается у детей со слабыми связками, пониженным тонусом мышц, ожирением (полные ножки) и плохой координацией (ребенок при ходьбе широко ставит стопы, чтобы увеличить площадь опоры и удержать равновесие).

Если такой малыш ходит босиком, в носках — то эта установка стоп закрепляется, стопы все больше и больше скручиваются во­внутрь и начинает страдать рессорная функция — развивается статическое плоскостопие. Для профилактики такой установки ходить ребенок должен в правильной обуви (жесткий задник, каблук Томаса).

✓ От того, как ориентированы стопы в пространстве, зависит распределение нагрузки тела на все суставы ног и позвоночник. При «косолапой» установке в процессе роста ребенка чаще развивается О-образная деформация ног, при гиперпронации стоп — Х-образная деформация ног.

При Х-образной деформации ног и сваливании стопы внутрь страдает рессорная функция стоп. Создаются все условия для развития статического плоскостопия. Стопы перестают гасить толчки от площади опоры при ходьбе, и эта беда полностью ложится на позвоночник. Ребенок устает, отказывается бегать, не поспевает в подвижных играх за сверстниками, становится неуклюжим, жалуется на боли в стопах, голенях и спинке. Часто перед сном, чтобы успокоить ребенка, маме приходится растирать ножки, тепло укутывать. И это правильно.

Важно: в том и в другом случае необходима консультация ортопеда. Сначала надо устранить причину неправильной установки стоп, а затем проводить коррекцию.

Каблук Томаса.

Коррекция функциональной недостаточности стопы (плоскостопия) у детей

1. Правильная обувь + ортопедические стельки (стельки должны быть индивидуальными, делаться на заказ).

2. Массаж мышц спины, голеней и стоп.

3. Физиотерапевтическое лечение: тепловые процедуры (по назначению врача).

4. Лечебная гимнастика.

5. Плавание.

6. Стимуляция мышц (по назначению врача).

7. Медикаментозное лечение (по назначению врача).

↑ Наверх