Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Пять часов в позе цапли

Как корреспондент «ВП» провел день в киномассовке

Вы хотели бы сняться в кино? Наверное, многие мечтают об этом. Петербуржцам повезло, потому что в нашем городе есть замечательный «Ленфильм». Сейчас киностудия оживает, снимает все больше фильмов, и ей для этого нужно все больше и больше актеров. И стало быть, у всех, кто мечтает оказаться на экране, появляется шанс. Меня как журналиста заинтересовало: могу ли я просто прийти с улицы и сняться в кино?

Актеры из массовки на отдыхе. Между тем «Ленфильму» требуются колоритные бравые парни на роли братков… ну или ментов.

Не спешите в кадр

На «Ленфильме» существует специальный актерский отдел, который ищет людей для съемок. Это не какая-нибудь закрытая, секретная или блатная организация. Как ни странно, студии постоянно остро не хватает актеров. Быть может, вы не станете суперзвездой, но появиться в кадре и заявить о себе вполне реально. 

— Когда «Ленфильм» не снимал кино, а этот период длился достаточно долго, актеры для массовых сцен были не нужны. Сейчас идет проект за проектом, и нам не просто нужны, а необходимы актеры для участия в массовых сценах, — рассказал сотрудник актерского отдела.

Для того чтобы заявить о себе, достаточно прислать в актерский отдел «Ленфильма» свои данные, фотографии и контакты. В нужный момент с вами обязательно свяжутся.

Кто больше всего сейчас востребован в кино? Как утверждают специалисты — мужчины ростом от 175 до 185 см, например, для ролей полицейских или бандитов. Кстати, как говорят мастера по кастингу, это один типаж. 

— Массовка делится на два типа людей. На тех, кто приходит заработать, и тех, кто хочет продвинуться. Первые прекрасно знают, что актеры массовки никогда не смогут участвовать больше чем в одном фильме. И это понятно — в жизни вы практически не встретите одинаковых лиц прохожих. Поэтому участники массовки, чтобы сняться в большем количестве сцен, всячески стараются скрыть лицо, чтобы оно не попало в кадр. Таким образом у них появляется возможность прийти еще раз. А те, кто приходит, чтобы продвинуться, наоборот, лезут в объектив. Таких, кстати, не очень любят на съемочных площадках, — объяснила сотрудница актерского отдела.

Не сердите костюмера

Уже на следующий день после того, как я передал свои данные, со мной связался бригадир и предложил сняться в фильме «Следователь Тихонов» у известного петербургского режиссера Сергея Снежкина. 

Тут же я получил первые уроки. По словам нашего бригадира, в кино для них главный — это костюмер. Только от него зависит, кого в итоге ты будешь играть — бомжа или аристократа, поскольку именно костюмеру поручено сформировать внешний вид участников массовки. Мне повезло. Для съемок пригласили много людей, костюмеры устали, и, когда я и еще несколько парней появились на площадке, нас встретили уставшей улыбкой. Дело в картине происходит в 1970-е, и я надеялся на стильный винтажный костюм. Но не тут-то было. Меня с другими парнями протомили не меньше получаса на жарком солнце. Переодевались девушки, и, конечно же, лица мужского пола должны были ждать снаружи. За это время я успел позвонить друзьям, написать пару писем. 

Учитывая информацию бригадира, я старался быть максимально приветливым с костюмерами. Но каждый раз попадал впросак — то зайду не вовремя, то шагну не туда, то слишком медленно отзываюсь. Как итог — на меня надели оранжевый свитер, синие джинсы, у которых не застегивалась ширинка. Обувка — простые синие кеды. Иными словами, чувствовал я себя не ахти. Мальчик лет 15, пришедший со мной, получил безрукавку, джинсы, рубаху, нормальные ботинки и разные побрякушки для вида. Он не проронил ни слова и четко шел туда, куда говорили костюмеры, — урок мне на будущее. 

Не отходите от стены

После перевоплощения телесного идет создание образа и характера — наступает время гримеров. Гримеры «Ленфильма» способны преобразить человека до неузнаваемости. На съемках видел человека с очень смешной прической. Во время перерыва он ее просто снял и оказался совершенно другим. Правда, за это заработал замечание. Важное правило для массовки: ни в коем случае не менять грим. За это можно получить нагоняй. Ну а вся группа может быть наказана из-за нерадивого актера тем, что будет ждать, пока его заново загримируют. 

Пришла моя очередь. Мою задачу определял помреж, тоже одетый в духе эпохи. Из этого можно легко сделать вывод, что в массовке не хватает людей и задействованы буквально все. Задача показалась мне ерундовой: я должен был изображать в ресторане случайного посетителя, который стоит у колонны и кого-то ждет. «Вставай как тебе нравится», — сказал помреж и удалился. В сцене задействовали 83 человека, и дел у него было много.

И тут я допустил еще одну ошибку: встал, упершись одной ногой и локтем в колонну. Казалось бы, самая естественная поза. Но меня никто не предупредил, что менять ее я не имею права в течение всех дублей. А их оказалось двенадцать. И пока я стоял, как цапля, у меня затекли все конечности.

«Все по местам!» — закричала помреж. «Внимание», — спокойно произнес Снежкин. «Камера! Мотор!» — пробурчала еще один помреж. — Начали, нет?» — «Есть мотор!» — отозвался оператор. «Есть!» — доложили помрежи режиссеру. «Начали!» — теперь прокричал и сам Сергей Снежкин. 

И тут постановка заиграла. Я начал наблюдать за столами, как мне «прописали» помрежи. И поймал себя на мысли, что ощущаю себя в реальном ресторане 1970-х! Я увидел, как между столами ходят парни в надежде поймать взгляд барышень, видел компании сидящих и весело болтающих — кто-то курил, кто-то пил сок или еще что-либо, кто-то ел, я наблюдал за хихикающими девушками и дефилирующей туда-сюда официанткой. 

«Стоп!» — прокричал Сергей Снежкин. «Дубль!» — послышалось вслед. 

Это означало только одно — первый раз получилось плохо, нужно отыграть все заново. Возгласы разочарования и — продолжение: опять слышим «Внимание! Мотор! Начали!» — и вот ты снова в 1970-х. 

«Стоп! Снято!» — наконец прокричал режиссер. Все тут же зааплодировали — это означало, что сцена удалась и все закончилось. 

«Это только первый план», — «подбодрил» всех Сергей Снежкин. 

И действительно — с одной стороны, сняли все, но есть еще съемка отдельных столиков, общей сцены с других ракурсов, диалог главных героев. Фоном ко всем этим сценам также является массовка. Значит, придется еще долго работать…

Лучшая роль — это труп: лежишь себе…

«Перерыв 10 минут!» — прокричали помрежи. Толпа из 83 человек сразу же ринулась по своим делам. Кто покурить, кто в туалет. Те, кому досталась роль курить на камеру, наверное, были единственными, кто предпочел отсидеться на месте. Курить можно было только им, а вообще дымить в кафе нельзя. Однако выкуривать каждый дубль по сигарете — довольно тяжелое занятие.

Во время перерыва режиссер обычно просматривает отснятый материал.

Ровно через 10 минут все 83 человека быстро рассортировались по своим местам, а я вновь встал в нелюбимую мною позу цапли. 

По сути, как мне объяснили, я зря расстраивался: мне досталась лучшая роль для тех, кто живет массовкой. А как сообщили бригадиры, самая лучшая роль — роль трупа. Ничего не надо делать, тебя не видят. Часто не показывают лица, ты просто лежишь себе и лежишь. В каком-то смысле я ощущал себя стоячим трупом. Мой локоть теперь знаменит, а я нет!

Обед!

Наблюдая за людьми со своей позиции, я смог понять, насколько тяжело из сцены в сцену делать одно и то же. Впрочем, что хорошо в массовке, помимо того что ты не напрягаешься, — это обед. Тебя в любом случае накормят, иначе никак. 

Съемка хоть целый день, а обед — по расписанию.

Однажды мне приходилось наблюдать, как обедают на исторических сериалах. Актеры в платьях и костюмах сидят в хорошую погоду на лавочках и едят суп. Это выглядит довольно забавно. Недалеко от ленфильмовского сквера, между прочим, повесили баскетбольное кольцо. В перерывах солдаты русской армии и камердинеры играли в мяч в своих ботфортах и мучных париках…

На обед дается полтора часа. Нам подали салат, борщ, котлету с рисом и бутер­броды с чаем. Как объяснили, это достаточно стандартный рацион. 

На исторических сериалах забавно наблюдать, как дамы и кавалеры на скамеечке чинно поедают супчик.

После обеда, к счастью, не пришлось стоять в позе цапли. Поменялась мизан­сцена. Теперь главными действующими лицами стали актеры — главные герои. Массовка нужна для фона. 

Кстати, и продолжительность рабочего дня зависит от главных актеров. Ведь как бы массовка ни играла, больше всего времени уделяется им. Каждое неверное слово, эмоция, подергивание губы — и все заново. Как бы ни были профессиональны актеры, лажают все. Даже Михаил Ефремов, который играет роль следователя Тихонова, сказанул вместо «…Уголовного кодекса Советского Союза» «…Уголовного кодекса Российской Федерации». Однако следует терпеть и ждать, терпеть и ждать. При этом тебя постоянно переставляют, как мебель, заставляют что-то делать в определенную секунду. И ты должен поймать эту секунду, чтобы никого не подвести… Самый утомительный момент. Даже цаплей стоять у колонны было легче.

Но все когда-нибудь заканчивается. Финал наступил после 20.00, когда во многих учреждениях уже закончился рабочий день. Я же пять часов простоял у стены. Столько же прослонялся без дела, а устал между тем больше, чем когда совершал марш-бросок в полной амуниции в армии. Конечно, те, кто пойдет по моим стопам, должны помнить: съемки в массовых сценах требуют огромного труда.

***

Созданный в советское время по одноименному роману братьев Вайнеров многосерийный художественный фильм «Визит к минотавру» вышел на телеэкраны в канун Дня милиции, в ноябре 1987 года, и имел огромный успех. Главного героя картины, следователя Тихонова, тогда сыграл Сергей Шакуров. Забавно, что актер участвует и в новой постановке, только на этот раз создатели фильма повысили его в звании — Шакуров исполнит роль генерала милиции, начальника Тихонова. Главную роль играет Михаил Ефремов. Также в сериале снимаются Виктория Толстоганова и Мария Миронова.

Сергей Шакуров стал дважды героем «Визита к Минотавру».

Виктория Толстоганова сыграла роль жены героя…

…а Мария Миронова — бывшей возлюбленной.

Михаил Ефремов исполнил заглавную роль — следователя Тихонова.

Фото со съемок предоставленны участниками массовки
↑ Наверх