«Как непрекращающийся ожог сердца»
«...Сохрани мою печальную историю...» — под таким названием блокадный дневник вышел в издательстве «Азбука»
Сегодня исполнилось 70 лет со дня начала блокады. А накануне в пресс-центре Балтийской медиа-группы на Каменноостровском, 67, представили еще одно свидетельство тех лет, ранее не публиковавшееся. Это дневник 16-летней ленинградской девочки Лены Мухиной, который она вела ровно год — с мая 41-го по май 42-го.
«...Сохрани мою печальную историю...» — под таким названием блокадный дневник вышел в издательстве «Азбука». Эти слова Лена записала в апреле 42-го года, потеряв уже маму и тетю.
Сотрудник Института истории РАН, доктор исторических наук Сергей Яров обнаружил дневник Лены Мухиной и дал ход его публикации.
— Особенность была в том, что дневник был рукописный, — рассказывает Сергей Яров. — Может быть, из-за не очень хорошего почерка дневник ни разу не использовался в исследованиях о блокаде, хотя был доступен. Когда я открыл эти записи, мне показалось, что я читаю роман. Это не столько дневник блокады, сколько дневник взрослеющей девочки. Ей пришлось узнать все, стать взрослой за несколько месяцев. Это словно видеопленка, прокрученная с огромной быстротой. Мы выяснили судьбу Елены Мухиной — узнали, что Лена эвакуировалась из Ленинграда в июне 42-го года. У нее была несчастливая судьба. Она часто болела, жила в нищете, не могла выехать из общежития. Не было ни семьи, ни детей. Потом нашлись родственники Елены, Журковы, которые проживают в Москве. Они стали ее второй семьей; у них последние годы Елена Владимировна и жила, ими была похоронена в 1991 году. Зато, как оказалось, в семье сохранился фотоальбом. И мы увидели лицо самой Лены, ее одноклассников, мальчика Володю, которого она любила. Как будто все ждало нас...
Федор ДУБШАН