Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Как обидеть художника

Сломав мастерскую, частный инвестор построила на ее месте квартиру

Жил был художник. Работал себе в мастерской, делал для города добрые дела. А потом пришла инвестор, выгнала художника из мастерской и построила на этом месте себе жилье. Теперь она там ест, чихает и почесывается. В общем, ничего полезного для города. И художник тоже не может полноценно работать. Потому что негде.

Сергей Петров не только художник, он еще и председатель клуба библиофилов при Музее-квартире Пушкина.

Эта история длится с 2007 года и по сути своей банальна. Некая дама по имени Елена Хвостовская нашла в доме №22 — 24 по Невскому проспекту мансардное помещение. И, как любой человек с потребительской психологией, решила, что хочет жить в таком удобном и статусном месте. И желание это реализовала.

Кстати, как выяснил корреспондент «ВП», это совсем не сложно. И на бумаге выглядит вполне логично.

Объявляешь себя частным инвестором. Предлагаешь администрации района, что вложишь свои средства в реконструкцию какого-нибудь помещения, потратив их и на инфраструктуру здания. Главам районов обычно такие предложения нравятся. В этом случае издается соответствующее разрешительное распоряжение. После чего КУГИ заключает с тобой инвестиционный договор. Вслед за этим город в благодарность отдает тебе отдельное помещение в собственность.

На деле же все обычно выглядит несколько иначе. В случае с Еленой Хвостовской распоряжение издала бывшая глава Центрального района Светлана Штукова. От Елены Хвостовской даже делать ничего не требовали. Просто она должна была перечислить на счет города около 350 тысяч рублей на развитие инженерных коммуникаций в этом доме и отремонтировать, соответственно, обустроить под себя чердачное помещение. Что она и сделала.

Только вот незадача. В этом самом чердачном помещении на сорока квадратных метрах затесалась мастерская Союза художников. Которую несколько десятков лет занимала династия Петровых. Сначала знаменитый пастелист Сергей Алексеевич, а потом его сын Сергей Сергеевич. Петров-младший — уже пожилой человек. Более 20 лет он занимается созданием экспозиций для музейных коллекций. На его счету разработка и оформление временных и постоянных выставок в Смольном соборе, Исаакиевском соборе, в Спасе-на-Крови, в Самп­сониевском соборе, во дворцах Ломоносова, в Пушкинском доме и во многих других культурных объектах, без которых и Петербург — не Петербург.

И вот, как он сам рассказывает, с 2008 года начала к нему в мастерскую ходить женщина. Она говорила, что ей отдали помещение, которое он занимает, что она понимает: это не просто помещение, а мастерская, и поэтому она готова предложить ему, а вернее, Союзу художников равноценный обмен.

Предложила 20-метровую комнату на Обводном канале. О равноценности не было и речи. И Союз художников, и Сергей Сергеевич, конечно, предлагали ей искать новое помещение. Но та ни в какую. В конце концов народ согласился. Только документы попросили на стол положить — бумаги о переводе комнаты на Обводном в нежилой фонд и договор с КУГИ, по которому эта комната включается в фонд творческих мастерских Союза художников.

Практически весь дом на Невском, 22 — 24, обстроен мансардами.

После этого активности у частного инвестора поубавилось. В плане оформления документов. На чердаке же на Невском уже вовсю кипел ремонт.

И, как рассказывает Сергей Петров, прошлым летом дама ему позвонила и сказала, что в его мастерской сломалась стенка:

— Я отвечаю: «Сломалась и сломалась. У вас же там строители, пусть заделают». Она что-то невнятно ответила, а когда я приехал, то увидел, что слово «сломалась» сюда совершенно не подходит. От мастер­ской, а вернее, от перегородок, которыми она была отсечена от всего остального чердака, просто ничего не осталось. Часть вещей из нее — а вы можете представить, сколько там накопилось архивов за четыре десятилетия — сброшена в угол, часть неизвестно где. Спрашиваю, куда все делось. Говорит, в комнате на Обводном. Спрашиваю: а документы на эту комнату оформлены? Отвечает, что нет...

Сергей Сергеевич тут только руками развел. Он до сих пор не может понять, как она вообще без спроса могла распоряжаться чужими вещами:

— Там ведь архив отца. Его военная переписка с матерью, тоже художником. Она была в блокадном Ленинграде, а он в Благовещенске, где его часть сдерживала Квантунскую армию. Это же уникальные документы. А работы его? Он был одним из лучших пастелистов Ленинграда 1950-х. Где они?

Также Сергей Петров не понимает, как она посмела ему предложить ни с того ни с сего въехать на Обводный без каких-либо оснований:

— Вы понимаете? Таким образом уничтожается культурный слой. Не только материальная его часть. Она предлагает мне действовать так же, как действовала сама. А это самое настоящее хамство. По отношению ко мне... к Союзу... к городу... Увольте. И что мне оставалось делать?

Подал в суд иск об истребовании личного имущества. Проиграл. Потому что мастерской нет. И истребовать неоткуда.

Подал в суд и Союз художников. Как пояснил корреспонденту «ВП» первый заместитель председателя СПб СХ Александр Сайков, к Елене Хвостовской все отнеслись внимательно:

— Пришла. Договорились, что будет равноценное помещение. А когда она стены сломала, у нас еще действовал договор с КУГИ и мы еще платили городу за аренду этого помещения. Пока судимся.

Подал в суд и КУГИ. О расторжении договора. Поскольку частный инвестор не уложился в сроки. Как сообщила корреспонденту «ВП» пресс-секретарь КУГИ Ольга Барашкина, дело еще в суде:

— Мы ждем решения. Пока же наложен запрет на какую-либо реконструкцию помещения.

Но, судя по всему, и КУГИ пролетает, как фанера над Парижем. Корреспондент «ВП» дозвонился до Елены Хвостовской и спросил, что она планирует построить на Невском, 22 — 24.

— Что значит планирую? Я уже построила. Квартиру.

— А зачем вы разрушили мастерскую художника?

— А при чем тут? Он вообще не художник. А Союз художников от комнаты на Обводном отказался. Что мне оставалось делать? У меня договор.

Так что и КУГИ поздно спохватился. Все уже сделано, несмотря на запрет на реконструкцию.

Что же это получается? Человек захотел квартиру на Невском. И его потребительским желанием было попрано право художника? Право Союза художников на поддержку художников в виде предоставления им мастерских. В конце концов, было попрано и право города распоряжаться своим имуществом, которое он опять же предоставлял художнику.

Но попрано это право, как пояснила Татьяна Иванцова, не только инвестором:

— Основа всей этой цепочки — распоряжение главы Центрального района. Его нельзя было издавать до того, как мастерская не будет выведена из фонда творческих мастерских. А она до сих пор там числится.

Опять наследие прежней власти. Когда же это кончится?

Фото автора и Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх