Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Как объяснить ребенку, что такое ритуал

В Государственном музее истории религии презентовали учебник для четвертых классов «Основы мировых религиозных культур»

Конференц-зал был «битковый» — директор музея Любовь Мусиенко, окинув взглядом собравшихся учителей и методистов, прокомментировала: «Так много людей… Очевидно, что проблема преподавания курса очень актуальна».

Учебник сделан в соответствии с санитарными нормами, так что и с размером шрифта, и с количеством картинок, и с их яркостью — полный порядок.

Еще бы. Напомним, курс, название которого всем легче запомнить в аббревиатуре — ОРКСЭ, чем полностью — «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», — горячо (если не горячечно) обсуждался уже несколько лет. В 2010-м в нескольких регионах курс преподавался в порядке эксперимента — Петербург мудро стоял в сторонке и наблюдал. С 2012 года учебный курс стал обязательным для всех школ России, а «свобода совести и вероисповедания» могла себя проявить в том, что школьнику давался выбор между шестью модулями — четырьмя «религиозными» (основы культур — православной, исламской, иудейской, буддийской) и двумя «светскими» — основами либо мировых религиозных культур, либо светской этики. 

Шум сопровождал уже не собственно введение «религиозного» курса в светскую школу. Все-таки преподавателями «назначили» не служителей церкви, а светских учителей, и обучать они должны были не «религии», а основам религиозной культуры. Кстати, именно так делается и в других европейских, вполне светских государствах: они держались-держались «светскости», да пошли на уступки, когда оказалось, что население в связи с миграционными процессами становится все разнообразнее, а о религиях и традициях друг друга понятия не имеет, что чревато неприятностями. 

Да, так дискуссии относительно введения ОРКСЭ больше касались того, как именно курс будет преподаваться. 

Во-первых, были сомнения в том, что небогатая провинциальная школа сможет позволить себе содержать преподавателей всех шести модулей. Дай бог двух: один — по основам той религиозной культуры, которая характерна для конкретного региона, плюс какой-нибудь светский модуль. 

Во-вторых, настораживало качество учебников. Их готовили в спешке, а она хороша, как известно, только при ловле блох. В результате едва ли не к каждому учебнику были претензии: какой-то упрекали в излишней религиозности, другой — в ошибках, третий — в бестактности по отношению к другим религиям.

Среди критиков выступала и завкафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ Марианна Шахнович. Профессор Шахнович к тому же — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

— Первая партия учебников, которые вы хорошо знаете, была написана большим авторским коллективом, и работа шла очень тяжело, — комментирует Марианна Михайловна. — Во-первых, были короткие сроки, во-вторых, еще не было федеральных государственных стандартов. Но все эти годы я слышала от коллег такой вопрос: ну хорошо, ты все время говоришь, как надо было бы его написать, — а сама поди-ка напиши, попробуй.

И написала — вместе с коллегой по кафедре, профессором, доктором философских наук Татьяной Чумаковой. По заказу издательства «Просвещение».

Издательство решило опубликовать вторую линейку учебников только по трем модулям — как сказано, «наиболее востребованным в России». «Основы мировых религиозных культур» с 2010 года писали Марианна Шахнович и Татьяна Чумакова. Плюс два учебника делали москвичи: учебник по основам православной культуры — кандидат исторических наук ст. н. с. Института всеобщей истории РАН Алексей Муравьев, учебник по светской этике — Алла Шемшурина, доктор педагогических наук. 

К слову, изначально курс ОРКСЭ планировалось вводить в начале средней школы, но потом его перетащили в младшую. 

— Я все думала, как же можно рассказать ребенку, что такое ритуал. Наверное, не каждому взрослому это объяснишь, — говорит Татьяна Чумакова. — Это было очень сложно. Но одновременно и очень интересно, потому что какие-то вещи я, например, узнала, только создавая учебник. Например, я не знала ритуального значения икебаны (я  специалист по христианству), а пока писала учебник, познакомилась и с этим. 

Авторы рассказали о принципиальных моментах:

— Главная цель нашего учебника — показать, что существует множество религий, многообразие религиозных культур, но независимо от того, к какой конфессии ты принадлежишь и принадлежишь ли вообще, все мы — граждане России и должны уважать друг друга. И ценить то, что объединяет всех. 

По мнению авторов, именно модуль «история мировых религиозных культур» лучше других «отражает те задачи, которые предъявлены вообще-то всему курсу»: взаимное уважение представителей самых разных религиозных традиций. 

Учебник, как и курс, рассчитан на 34 урока. Каждый построен так, что учитель сможет выбрать, какую часть пройти в классе, а какую отложить для домашнего чтения, к каждому уроку есть задачи, вопросы, по завершении полугодия предложены проекты, творческие работы, которые лучше выполнять не поодиночке или группой, а всем классом, вне зависимости от выбранного модуля. 

В учебнике 200 иллюстраций. Кто-то из учителей даже всполошился — не многовато ли? Авторы категорически закрыли вопрос: учебник сделан в соответствии с санитарными нормами, так что и с размером шрифта, и с количеством картинок, и с их яркостью — полный порядок. Петербургские школьники, кстати, везунчики, потому что иллюстрации частично отражают фонды Музея истории религии, так что можно с классом прийти и увидеть все вживую, тем более что музей собирается разработать такую обзорную экскурсию. 

Авторы признают, что уж прямо все многообразие религий в учебнике представить вряд ли возможно — но старались «по максимуму»: к примеру, учли традиционные религии коренного сибирского населения России. «У нас есть все — и ранние религии, и католицизм, и протестантизм, и знаменитый грузинский храм Джвари, и армянские кресты-камни хачкары…» 

Но самое, пожалуй, принципиальное,  профессор Шахнович обозначила так: 

— Мы рассказываем не только о позитивных вещах, но и о довольно сложных моментах — например, что такое черта оседлости, что такое инквизиция, о религиозных войнах — хоть и немножко, потому что это маленькие дети. Наша задача — рассказать, ничего не скрывая. Как религии возникали, как они влияли друг на друга. 

Учебник получил рецензии и Академии наук, и Академии образования. Как сказал представитель издательства, учебник вошел в федеральный перечень на 2013/14 год и учителя могут его использовать. Теперь замечательный вопрос — если учебник заинтересует школу, купит она его сама или возложит эту почетную обязанность на родителей. На презентации учебника педагоги покупали его за 250 рублей. На сайте издательства цена — 357 рублей.

↑ Наверх