Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Когда первый класс не за горами

Готовить будущего первоклассника к школе нужно заранее

С весны начинается запись детей в первые классы. Что предпринять за оставшееся до сентября время, чтобы адаптация к школе у будущего первоклассника прошла максимально комфортно? Об этом «ВП» попросил рассказать Екатерину Москаленко, педагога-психолога Государственного психолого-педагогического центра «Здоровье» Петроградского района (на фото).


— Прежде всего хочу обратиться к родителям мальчиков и девочек, которым еще не исполнилось 6 лет (то есть к тем, кому не обязательно отдавать ребенка в школу именно в этом году). Вам нужно понять, готов ваш ребенок к обучению в школе или лучше воспользоваться «резервным годом». Владение элементарными навыками чтения и счета отнюдь не является определяющим критерием. Ребенок должен быть готов к школе психологически. Психологическая готовность включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность — это способность войти в контакт с одноклассниками и учителями, так как дети, впервые пришедшие в школу, оказываются среди незнакомых им людей. Это умение общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Помните: ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Родителям необходимо выработать у ребенка верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам.

1. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требуют учитель, школьный режим, программа.

2. К шести годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится неосознанно и определяется длительностью действия. Но укрепить волевое знание о себе могут помочь тренировки. Например, ребенок может заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо «взрослого» задания, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Большую роль играет и развитие у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании стремления не пасовать перед трудностями, а разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Все это поможет ребенку управлять своим поведением в школе.

3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но не забывайте, что умственное развитие — это не только большой словарный запас. Важно научить ребенка мыслить (сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать). Ребенок лучше усваивает материал при общении. А интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства — сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и тому подобное. Эта игра полезна и интересна для ребенка.

К шести-семи годам дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Желательно, чтобы ребенок, который готовится пойти в школу, хорошо знал свой адрес, название города, где он проживает, название страны, имена и отчества родителей, где они работают, понимал, что его дедушка — чей-то папа (отца или матери), ориентировался во временах года. Постарайтесь, чтобы ребенок в игровой форме запомнил название месяцев, дней недели, текущий год. Знал основные виды деревьев, цветов, различал домашних и диких животных.

Еще раз напоминаем: нежелательно отдавать маленького ребенка в школу, находящуюся далеко от дома. Во-первых, ребенок будет уставать от дороги и ему придется раньше вставать. Во-вторых, вы лишите его возможности дополнительного общения с одноклассниками, а в-третьих, может быть, рядом с домом есть абсолютно обычная школа, но с прекрасными учителями?

Обучать ребенка нужно в игровой форме

 

Советы для родителей дошкольников и младших школьников

1. Расставайтесь с ребенком у школы (детсада) с улыбкой на лице. Старайтесь, чтобы ребенок не заметил ваше беспокойство.

2. Поцелуйте ребенка, скажите, что вы зайдете за ним после школы, и, улыбаясь, уходите, независимо от того, кричит он или умоляет вас остаться.

3. Никогда не ускользайте, когда ребенок занят чем-нибудь. Уходите всегда открыто.

4. Дайте ребенку свои фотографии. Полезны будут те, где вы сняты на рабочем месте. Фото будут напоминать малышу, что вы тоже сейчас работаете.

5. Пусть возьмет с собой маленькую любимую игрушку. Это часто действует успокаивающе.

6. Пусть ребенок следит за временем. Скажите ему, что сделаете что-либо приятное, когда вы вернетесь домой (почитаете книгу, купите мороженое). Ребенок поймет, что в школе он не будет вечно.

7. Неожиданным, но действенным средством может оказаться след вашей губной помады на руке ребенка. Это будет напоминать ему о вас, и ребенок не почувствует себя одиноким.

8. Подведите ребенка к учителю, не оставляя в толпе детей. Пусть учитель встретит его приветливо и возьмет за руку.

9. Обязательно поинтересуйтесь, изменилось ли что-либо в поведении ребенка через несколько недель.

10. Если ребенок продолжает кричать при вашем уходе, а потом сразу успокаивается, можно больше не беспокоиться.

 

Настраиваемся на позитив (рекомендации подходят и для школьников, и для воспитанников детских садов)

1. Необходимо понять и принять тревогу ребенка. Он имеет на нее полное право.

2. Помочь ребенку в преодолении повышенной тревожности можно, создавая условия, в которых он будет чувствовать себя более уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации к школе. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание в семье. Знал, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.

3. Не упрекать, не стыдить за неудачи. Ребенку необходимы любовь и одобрение его достижений со стороны родителей!

4. В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.

5. Быть самим более оптимистичными. Улыбаться чаще. Придерживаться позитивных установок в разрешении сложных для ребенка ситуаций.

6. Стараться в любой ситуации искать плюсы.

7. Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем, его победах и неудачах. Но не допрашивать ребенка, если в данный момент он не хочет общаться.

8. Беседовать с ребенком не ради себя, а ради него.

9. Помнить, что ребенок не может управлять своими глубокими чувствами.

10. Организовывать совместную деятельность с ребенком.

11. Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.

12. В случае затруднений в воспитании и развитии детей рекомендованы индивидуальные консультации педагога-психолога (в школе, в районном центре).

 

Игра как подготовка к школе

Полезно заниматься лепкой, аппликацией, рисованием, конструированием. В этих занятиях развивается представление ребенка о мире, предметах, животных, людях, умение мысленно представлять себе предметы, «рассмотреть» их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и других предметов. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как, например, сделать дом, чтобы он не рассыпался.

Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию. Но главное — не ущемлять самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.

Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!

Для формирования правильного отношения к учителю стоит проводить игры в «школу», где учитель, например, — плюшевый медвежонок, а ученики — заяц, лисица, мышка. Ребенку необходимо побывать и в роли ученика, и в роли учителя, вести диалог и производить соответствующие действия. В этой игре ребенку должна помочь мама: показать образец поведения ученика (ученик хочет что-то сказать, но не говорит, пока его не вызвали, а только поднимает руку). Ученик уважительно обращается к учителю. В следующий раз ребенок постарается вести себя так же.

 

Советы для родителей первоклассников читайте в следующем выпуске.

Оценить психологическую готовность ребенка к школе может только специалист. За консультацией можно обратиться в психолого-педагогический центр вашего района. Помощь, оказываемая такими центрами, бесплатная. Жители Петроградского района могут обратиться в психолого-педагогический центр «Здоровье» (ул. Воскова, 9 — 11, литера А, с 9 до 18 часов по будням, тел.: 232-71-74, 232-98-62).

 

 

 

 

 

↑ Наверх