Как попасть в ленинградскую школу?
Для этого придется заглянуть в Большой Казачий переулок
«Из истории ленинградской школы» — выставка в музее «Разночинный Петербург» ведет нас от двадцатых годов к концу восьмидесятых. От старых фотографий и учебников, пожелтевших газет и аттестатов старого образца к узнаваемым предметам детства — «у меня был такой учебник», «аттестат до сих пор лежит в ящике стола»…
Букварь 70-х годов напоминал веселую детскую книжку с картинками.
Трудно поверить, но когда-то в школьной программе существовал такой предмет, как чистописание.
Здесь, на выставке, представлены фотографии уже, к сожалению, не существующего музея первой в Советском Союзе детской газеты «Ленинские искры» — журналисты газеты бережно десятилетиями собирали архивы, где в черно-белом исполнении кипит школьная ленинградская жизнь.
С одноклассниками — парой-тройкой сильно повзрослевших друзей на выставку тоже можно заглянуть — тут учебники ну точь в точь такие же: посмотри, как у нас в первом классе были в семьдесят втором! А если пойти с детьми, которым сейчас за двадцать, то и они узнают свои тетрадки ранней перестроечной эпохи и вкладыши от жвачек — на выставке можно посмотреть не только на школьные раритеты, но и на предметы собирательства и обмена школяров — от значков, марок и фантиков до этих вот самых вкладышей.
Сотрудники музея пополняли выставку собственными раритетами — вот письмо девочки из Польши, пришедшее в ленинградский пригород Колпино, в школу, где, как и во множестве школ, был КИД — клуб интернациональной дружбы и ребята из стран Варшавского договора писали друг другу письма на русском…
В каждой школе был красный уголок. А там — вымпел, горн, барабан и прочие атрибуты пионерской организации.
Если идете в музей с детьми-школьниками, то лучше отправиться на выставку во время каникул. Потому что здесь придумали провести в каникулярное время «пионерскую неделю» — вместе устроить конкурс чтецов, пение хором, просмотр диафильмов. В общем, погрузиться в ушедшую эпоху, для многих из нас называвшуюся детством, а для тех, кто родился после девяностых, именуемую просто прошлым, без личной памяти.
Галина АРТЕМЕНКО