Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Как появился Кульмский крест

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи отметил свое 310-летие

Одним из ключевых моментов празднования стало открытие выставки «Кульм — символ мужества российского воинства», посвященной 200-летию сражения под Кульмом, проходившего 17 — 18 (29 — 30) августа 1813 года и ставшего решающим не только в русской военной кампании 1813 года, но и для Наполеоновских войн в целом.

Корреспондент «Вечернего Петербурга» посетил выставку и встретился с одним из ее создателей, ведущим научным сотрудником музея Александром Кайгородцевым.

Военно-исторический музей — творение архитектора Таманского — похож на старинный замок.


Мужество русской гвардии восхитило всех

— Расскажите немного о событии, которому посвящена экспозиция...
— После поражения Наполеона под Дрезденом прусско-австрийская армия отступала. Наполеон, будучи великим полководцем, прекрасно понимал, что необходимо окружить эту армию и уничтожить. Поэтому он послал ей вдогонку корпус под командованием своего генерала Вандама. Для того чтобы дать отступающей армии уйти, на пути преследователей расположили русский отряд. А теперь представьте себе численный перевес, имевшийся на стороне противника: у Вандама было около 35 тысяч человек, а у русского отряда, который возглавлял генерал Остерман-Толстой, — всего 12 тысяч. И вот на протяжении 17 августа до прихода основных сил, несмотря на малочисленность, наш отряд сдерживал неприятеля ценой огромных потерь, но так и не пропустил французов. Пострадал в том числе и сам Остерман-Толстой — в сражении ему ядром оторвало руку, но он чудом выжил, хотя в те времена такие ранения, как правило, заканчивались смертью. На самом деле в сражении при Кульме русский отряд спас союзную армию и прежде всего пруссаков, которые шли в хвосте отступающей колонны. Этому событию, героизму русских воинов и посвящена экспозиция.

— На что в первую очередь стоит обратить внимание посетителям?
— Здесь представлено стрелковое и холодное оружие, наградные знаки, форма сражавшихся: вот, например, мундир рядового русского мушкетерского полка, мундир прусского гвардейского кирасира, доломан австрийского гусара, соответствующие им головные уборы. Среди оружия имеются и австрийский палаш, и солдатский тесак, и нарезной штуцер…

Все здесь напоминает о героизме русской армии.

Вильгельм погорячился

— Вижу, что наградные знаки значительно отличаются один от другого…
— С наградными знаками, кстати, связана довольно интересная история. Дело в том, что, когда прусскому королю доложили, что русский отряд буквально спас его армию, он был настолько восхищен, что приказал всех без исключения — и офицеров, и солдат — наградить орденом Железного креста. Но, однако, ему советники намекнули, что он весьма погорячился — ведь таким образом он награждает русских высшей прусской военной наградой. Тогда монарх решил, что наградной знак будет по форме напоминать Железный крест, но некоторые атрибуты с него уберут, как то: вензель Вильгельма, год учреждения ордена и стилизованные дубовые листья. Получившийся орден был абсолютно гладким и стал носить название «Кульмский крест». Но история на этом не заканчивается. Поскольку награды были присланы прусским королем лишь через некоторое время, а всем участникам сражения уже было объявлено, что они награждены, солдаты, удрученные долгим ожиданием, начали отливать из олова, из серебра, даже вырезать из подручного материала, из жести или дерева копии Кульмского креста и крепить на мундир. Эти самодельные Кульмские кресты и вызвали ваше недоумение.

Ребята, открыв рот, внимают рассказу о боевых подвигах наших солдат.

Стрельба в то время была искусством

— Любой мальчишка, который придет на вашу выставку, спросит: настоящие ли ружья и в боевом ли они состоянии? Как из них стрелять? Я же добавлю вопрос о хранении…
— У нас весьма обширные оружейные фонды, и везде представлены подлинные вещи, у нас нет муляжей. Что же касается хранения, то, когда мы вынимали их из спецхрана, все оружие было в специальной смазке. За каждым оружейным предметом в музее кропотливо ухаживают. Если же говорить о боевом состоянии, то все это двухсотлетнее оружие способно стрелять и сейчас. Правда, чтобы из такого ружья выстрелить, нужен немалый навык. В то время уже были так называемые патроны, сформированные из бумаги и хранившиеся в патронной суме. Бумажная гильза содержала заряд пороха, пыж и пулю. Чтобы выстрелить, нужно было выполнить несколько не свойственных современному стрелковому оружию операций. Была команда «заряжай!», на которую солдат вынимал из сумки бумажный патрон. Следующая команда звучала как «скуси патрон!». Солдат должен был сделать в бумажной гильзе дырочку, чтобы порох сыпался. Затем дырочка зажималась, патрон опускался в ствол, шомполом патрон прибивался так, чтобы бумага окончательно порвалась. На полочку ружья насыпался порох, для затравки, чтобы произошло воспламенение. Только после этого можно было стрелять! При нажиме на спуск курок бил по полке, высекая искру, искра попадала на порох на полке, с которой огонь через затравочное отверстие уже бежал на основной заряд, и происходил выстрел. Если стрелок за минуту мог произвести прицельный выстрел, то он считался большим мастером своего дела.

Старое, но грозное оружие.

Всем тем, кто защищал Родину и ее наследие, посвящаем…

— Каким образом все эти реликвии дожили до наших времен? Наша страна ведь пережила огромное количество кровавых катаклизмов…
— К 1917 году наш музей, называвшийся тогда Артиллерийским историческим, был богатейшим оружейным музеем мира. Но между тем у каждого полка имелся свой музей боевой славы, где бережно хранилось наследие, напоминавшее потомкам о героических победах их предшественников. Когда свершилась Февральская революция, а затем и Октябрьская, многие революционные солдаты, матросы и прочие малосознательные элементы начали эти полковые музеи грабить, разорять и жечь. А там находились форма, знамена, оружие, портреты полководцев, полковые награды, ордена, которые собирались на протяжении всей истории существования того или иного полка. Целый ряд офицеров по своему собственному решению, рискуя жизнью, собирали эти сокровища, и кто на тележках, кто на машинах, кто просто на каких-то тачках свозили все это к нам. Именно таким образом многие из представленных здесь и не только экспонатов пришли в наш музей, и вот уже наши сотрудники пытались их сохранить. Но на этом тяготы военного наследия нашей родины не закончились. Музей пережил несколько эвакуаций — первый раз он был эвакуирован в 1918 году, ввиду чего коллекция понесла ощутимые потери. Вторая эвакуация — в 1941-м — прошла более гладко, и почти все удалось сохранить. Мало кто знает, что здесь, в этом здании, в блокадном Ленинграде оставалась команда из 25 человек, чтобы присматривать за теми экспонатами, которые увезти не удалось, и за самими помещениями. Трагедия в том, что в живых остались только пятеро наших сотрудников, остальные погибли. Поэтому данная выставка посвящается не только доблести наших воинов, сражавшихся при Кульме, но и вообще всем тем, кто защищал нашу родину и ее историческое наследие.

↑ Наверх