Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Как сохранить здоровье школьника

Подумайте, прежде чем водить первоклассника в три школы сразу — обычную, музыкальную и спортивную

Начались школьные будни. Многие дети, в том числе из числа первоклассников, уже стали жаловаться на усталость. Вообще первоклашкам сейчас сложнее всего: еще не так давно они ходили в детский сад, где от них особо ничего не требовали. К тому же в садике был дневной сон. Теперь же у семилеток началась работа (для детей учеба и есть работа). Оценок в первом классе пока не ставят, но со второго будут и оценки, и домашние задания каждый день.

Ни для кого не секрет: с каждым годом здоровье наших детей не становится лучше. Среди малышей, только переступивших порог школы, здоровыми (то есть имеющими I группу здоровья) признаются только 10 — 12%. И с каждым последующим школьным годом этот показатель уменьшается. Как показывают результаты диспансеризации 14-летних петербургских подростков, I группу здоровья имеют только 5% ребят. 60% имеют те или иные функциональные отклонения (II группу здоровья), а 35% — уже хронические недуги (III — V группы здоровья).

Как же сохранить здоровье детей, сведя к минимуму риски появления серьезных болезней? Об этом «ВП» спросил Елену Валентиновну Живчикову (на фото), врача-педиатра Городского центра медицинской профилактики.

— На что нужно обратить внимание во время нахождения ребенка непосредственно в школе?

Первое. Как питается ребенок. Лучший выбор — горячие завтраки и обеды. Ребенок отказывается есть в школе? Не поленитесь сами посетить школьную столовую и, если качество питания неудовлетворительное, поднимите этот вопрос на родительском собрании, обратитесь к администрации школы. Очень часто случается так, что ребенок не привык есть дома полноценные завтраки-обеды, перебиваясь перекусами. Того же он будет ждать и от школьной столовой.

Второе. Обязательно зайдите в класс и посмотрите, где сидит ваш ребенок, удобно ли ему. Парта должна быть подобрана в соответствии с ростом ребенка (рост, вес, другие показатели здоровья указываются в так называемом листе здоровья школьника, который хранится в медкабинете). Рассадка детей в классе должна проходить с учетом роста и имеющихся заболеваний (нарушения зрения, слуха, сколиоз и прочее). Внимание! Для детей, сидящих в правом (или левом) ряду, санитарные врачи рекомендуют смену ряда через какое-то время (раз в три месяца, максимум раз в полгода). Это нужно для того, чтобы не допустить возникновения проблем со зрением. Потому что ребенок, сидящий в правом (или левом) ряду, вынужден постоянно смотреть в одну сторону. Смена ряда делается просто: дети, сидящие в правом ряду, меняются местами с теми, кто сидит в левом ряду. Также врачи советуют детей, часто болеющих простудами, по возможности не сажать у окна. Хотя, конечно, такое правило исполнить сложно: слишком много деток болеют.

Третье. Обязательно соблюдайте режим дня. Маленький ребенок может делать уроки на протяжении не более 20 минут, после чего обязателен хотя бы 10-минутный перерыв. Сон — не менее 9 часов (а желательно в младших классах 10 — 11 часов, это с учетом дневного сна, который очень рекомендуется в таком возрасте). К сожалению, нынешние дети хронически недосыпают (на час-два), что сказывается на развитии организма и на учебе. На ночь почитайте ребенку хорошую сказку, а не включайте мультик. Спокойно поговорите, обсудите прошедший день. Похвалите за успехи.

Четвертое. Питание. Для младших школьников рекомендовано 5-разовое питание. Ребенок обязательно должен завтракать дома (даже если он завтракает в школе). Нельзя отправлять в школу на голодный желудок. Причем завтрак должен быть горячим (в идеале — каши). Что касается посещений фаст-фудов, то такое возможно только изредка. Очень распространенная ошибка современных родителей — стремление справлять детские дни рождения в подобных заведениях. Не можете приготовить еду сами? Найдите кафе с детским меню.

Пятое. Школа — это работа для ребенка. Не добавляйте к этой основной работе еще десять дополнительных в виде десятка различных кружков и секций. Выберите что-то одно, максимум — два направления. Естественно, выбор должен делаться вместе с ребенком.

И самое главное: любите своего ребенка, поощряйте его, не ругайте за неудачи, сосредоточьтесь на позитиве. Старайтесь больше разговаривать со своим чадом, приласкайте его, чтобы он чувствовал: ему помогают, он под вашей защитой.

Веселый распорядок дня, рекомендованный школьникам младших классов Городским центром медицинской профилактики.

Самая простая зарядка для глаз

На оконном стекле на уровне глаз ребенка наклеиваем кружочек диаметром 2 — 3 см из бумаги (цвет любой). Ребенок подходит к окну, смотрит на кружочек, затем переводит взгляд вдаль — на дома, деревья. Выполнять упражнение нужно пять минут хотя бы раз в день.

Письменный стол — это очень важно

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Высота стула должна быть такой, чтобы при сидении между бедром и голенью образовался угол 90 градусов. Ступни ребенка должны полностью стоять на полу или на подставке для ног. Что касается стола, то определить, насколько его высота комфортна для ребенка, можно просто: ребенок садится за стол, одна рука — на столе, согнута в локте. Лбом ребенок как бы упирается на сжатый кулачок этой руки. Если некомфортно, возможно, высоту стола нужно отрегулировать. Кстати, сейчас есть так называемые растущие парты, которые очень удобны. Примерное расстояние от глаз до поверхности стола — 30 см.

Не забываем о правильном освещении. Свет должен падать слева (если ребенок правша) или справа (если левша). Свет — рассеянный, теплый. Лампа должна быть с абажуром.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

Предложите ребенку постоять на носках (по 3 — 5 минут в день), походить на носках по квартире.

Ребенок сидит на стуле. Предложите ему перенести мелкие предметы с места на место с помощью пальцев ног. Среди этих предметов не должно быть ничего, способного нанести травму.

Ребенок сидит на стуле. Дайте ему покатать ногами палку, скалку (на фото), пластиковую (но не стеклянную!) бутылку. Можно также предложить ребенку покатать ногами массажный резиновый мячик (с пупырышками).

Берем небольшой ящичек (можно коробку из-под обуви), насыпаем крупный песок или сушеный горох. Можно взять некрупную морскую гальку. Пусть ребенок несколько минут потопчется на таком своеобразном коврике. Можно купить фабричный массажный коврик с мелкими иголочками.

Помним: если у ребенка уже есть плоскостопие, выполняем рекомендации врача-ортопеда. При плоскостопии противопоказаны такие упражнения, как ходьба на наружном крае стопы, прыжки на мягкой мебели, батуте.

Простой комплекс упражнений для укрепления позвоночника и сохранения правильной осанки (полезен не только детям, но и взрослым)

 И. п.: ноги на ширине плеч. Поднять руки над головой, сцепить кисти рук «в замок». Поворачиваем ладони наружу, тянемся вверх. Медленно опускаем руки вниз. Повторить хотя бы 5 раз.

 Поднимаем руки к плечам, делаем несколько вращательных движений в плечевых суставах.

 Сгибаем руки перед грудью, выполняем повороты в разные стороны с разведением рук. В каждую сторону хотя бы по 5 раз.

 Согнутые руки — за голову, сцепляем кисти «в замок». Выполняем наклоны в разные стороны (по 5 раз в каждую).

 Садимся на стул, опираемся на спинку, вытягиваем ноги. Вращаем кистями рук и стопами по 15 — 20 раз в каждую сторону. После чего потянем на себя носки ног.

 Одну ногу сгибаем под стулом, вторую вытягиваем вперед. Меняем положение ног. Делаем упражнение 8 — 10 раз.

 Откидываемся на спинку стула, ноги выпрямляем. Разводим руки и ноги в стороны (ноги от пола не отрываем). Повторить 5 раз.

 Встаем за стулом, опираемся на спинку. Очень простое упражнение: перенос веса тела с ноги на ногу.

 Опираемся на спинку стула. Выполняем махи ногой. Затем меняем ногу. Повторить по 5 раз каждой ногой.

 Опираясь на спинку, опускаемся на колени, затем пробуем встать без помощи рук.

 Заключительное упражнение на расслабление. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Восстанавливаем ритм дыхания. После этого потрясем руками и ногами.

Время упражнений не должно превышать для ребенка 10 минут (упражнения можно делать не все).

Ребенок не хочет заниматься физкультурой в стенах дома? Предложите ему потренировать вас. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, пусть он научит вас выполнять комплекс упражнений, предложенных на уроке физкультуры в школе. Ребенку будет интересно стать тренером, а вам физическая нагрузка пойдет на пользу.

↑ Наверх