Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Как в 75 выглядеть на 20?

Узнать ответ на этот вопрос сможет каждый, кто придет в «Балтийский дом» на премьеру спектакля «Возвращение в любовь», поставленного на музыку Раймонда Паулса и стихи Евгения Евтушенко

Сентиментальное путешествие в шестидесятые
Повествование «Возвращения в любовь» ведется от имени Евгения Евтушенко, чьи лучшие произведения были созданы или задуманы именно в шестидесятые годы.

 

Вадим Яковлев станет единственным «возрастным» участником постановки. Фото: Интерпресс

Евтушенко нашего времени воплотит в спектакле народный артист России Вадим Яковлев — единственный «возрастной» участник постановки. На его глазах оживут эпизоды юности поэта и его друзей. К слову, выбор именно Яковлева на эту роль символичен: ведь он — представитель того самого легендарного актерского курса, составившего славу обновленного театра, тогда еще — имени Ленинского комсомола.

 

В шестидесятые годы именно здесь молодежь решилась на эксперимент — начинающий режиссер Георгий Товстоногов поставил — впервые в Советском Союзе — американский мюзикл, «Вестсайдскую историю» Леонарда Бернстайна. Большой резонанс имел и другой новаторский спектакль — «Зримая песня». И вот теперь в музыкальной постановке, посвященной той эпохе, Вадим Васильевич вместе со всеми создателями «Возвращения в любовь» будет анализировать истоки такого большого значения шестидесятых.

Никто не собирается возвеличивать те годы, но и лишать их ауры тоже не стоит — ведь уровень жизни в стране был совсем невысоким, но большинство вокруг были по-настоящему счастливы. А еще — количество добрых людей на душу населения зашкаливало. Или это сейчас так кажется? Вот и решили в «Балтийском доме» показать историю поколения глазами очень молодых людей — ведь, кроме Вадима Яковлева, на сцене появятся исключительно юные исполнители.

И в этом определенно есть своя логика. Как объяснила корреспонденту «ВП» художественный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Марина Беляева, «на главные роли в спектакле о шестидесятниках неправильно было бы приглашать тех, кто помнит эти годы и имеет собственное к ним отношение. С другой стороны — более позднее поколение, те, кто достаточно наслышан о том времени, тоже не смогли бы сыграть до конца «чисто» и «непосредственно». А вот совсем молодые, которые пускай даже и не знают, о ком идет речь, идеально подходили, поскольку смогли передать чувства своих ровесников из далеких лет. Они уж точно не сфальшивят».

Чтобы найти идеальных исполнителей, режиссеру из Риги Галине Полищук пришлось отсмотреть более девяти десятков соискателей из числа последних выпускников Санкт-Петербургской театральной академии, а также студентов последних курсов.

Как же получилось, что молодой гостье из Латвии доверили поставить такой заведомо сложный по концепции спектакль? Не зря «Балтийский дом» — театр-фестиваль. На одном из традиционных смотров сценического мастерства был показан спектакль рижского театра «Керри. Ретроспекция», основанный на мюзикле Раймонда Паулса, в постановке Галины Полищук. Успех тогда был безоговорочный, завязались контакты между театрами, и во время одной из поездок петербургской делегации в Ригу маэстро Паулс преподнес друзьям памятный подарок — диск, на котором было записано более дюжины песен композитора на стихи Евгения Евтушенко из цикла «Дай бог…». Знатоки театральной специфики сразу поняли: все эти великолепные композиции идеально проиллюстрировали бы сюжет о буднях, надеждах и чаяниях молодежи шестидесятых. Можно напрямую не указывать, но из содержания будет ясно, что перед нами — прообразы будущих Евтушенко, Паулса, Тарковского, Ландау и еще многих, кто в те годы сформировал свое жизненное кредо. Стало понятно, что лучше всех эту идею воплотит на сцене именно Галина Полищук, уже однажды безошибочно нашедшая ключ к творчеству Паулса. А сам народный артист СССР выразил желание дописать для постановки несколько музыкальных номеров и лично сесть за рояль, чтобы во время спектакля со сцены аккомпанировать молодым актерам.

Был я столько раз так больно ранен…
Нам удалость посетить театр за несколько дней до премьеры «Возвращения в любовь». Сразу скажу, что художник Ирина Бируля полностью прониклась духом постановки и прекрасно оформила сцену — в духе легендарного спектакля ленинград-ского Театра имени Ленинского комсомола «С любимыми не расставайтесь», что особенно ценно в год юбилея. Перед нами — уходящая далеко в глубину сцены аллея парка с деревьями, до боли узнаваемыми скамейками, фонарями, качелями, крупным циферблатом уличных часов, под которыми часто назначали встречи влюбленные. В эти же элементы органично вписаны другие «осколки» шестидесятых — лестничное окно, рядом с которым собирались и пели песни под гитару, типичная и ставшая для многих едва ли не родной чугунная батарея парового отопления. Не забыт и старомодный телефон.

Нам повезло: в этот день консультировать молодых исполнителей на репетицию пришел их наставник, заведующий кафедрой вокала и музыки Санкт-Петербургской театральной академии Иван Благодёр. По мнению Марины Беляевой, «этот выдающийся наставник — один из немногих, кто может научить начинающих актеров правильно вести свою роль, вселить в ребят уверенность, убрать страх и помочь продемонстрировать на сцене свои самые лучшие качества».

Наблюдать за этим импровизированным мастер-классом было необычайно интересно. Иван Иванович ни минуты не сидел на месте — казалось, он сопереживает каждому исполнителю, стремясь найти единственно верный подход к каждому.

Вот исполнитель роли поэта Жени в юности Игорь Гоппиков поет: «Три на свете важных слова — «эта женщина моя». Иван Иванович просит: «Пожалуйста, каждое слово произноси более четко, иначе все сливается воедино». — «Часть текста проглатываешь, — говорит специалист после следующей попытки актера. — И мягче тембр, очень прошу». Исполнитель роли композитора Яниса (в котором угадывается Паулс) Андрей Кондратьев получает от строгого педагога следующее напутствие: «Надо смелее себя подавать! Ведь ты прекрасно умеешь играть на контрабасе, так почему на сцене какую-то имитацию показываешь?» Особенно много времени уделяет Иван Иванович исполнителю роли художника Ильи Александру Муравицкому. Саше надо пропеть: «Был я столько раз так больно ранен…» — но его беспристрастному арбитру долго не нравится, как именно молодой актер произносит эту фразу — не на том акцент делает, выглядит при этом не так естественно, как хотелось бы. Всем очевидно, что Александр старается, но ария дается трудно. После нескольких мучительных прогонов одной и той же музыкальной фразы Благодёр наконец несколько раз с чувством произносит: «Молодец! Молодец!» И это, поверьте, высшая оценка для актера.


Прямая речь
Художественный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Марина Беляева:
— Наш нынешний сезон особый. 26 октября ленинградскому Театру имени Ленинского комсомола исполнилось бы 75 лет, а работающему сейчас в его здании «Балтийскому дому» стукнет двадцать в декабре. Отсюда возник наш немного самонадеянный слоган «Как в 75 лет выглядеть на 20». Впрочем, наш театр действительно молод душой. В юбилейный год кроме «Возвращения в любовь» мы готовим еще одну важную премьеру — «Кабалу святош» по Михаилу Булгакову. Это будет другой актуальный для отечественного зрителя разговор — о взаимоотношениях Художника и Власти. Тема непростая, но поднять ее сейчас со сцены необходимо. В спектакле участвуют известные актеры Юрий Стоянов, Игорь Скляр. Театр работает в рамках эксперимента, и поэтому нам особенно важно, чтобы зрители нас поняли и поддержали.

Дмитрий СОЛОВЬЕВ
↑ Наверх