Как выбрать счетчик?
Сегодня на вопросы читателей отвечают специалисты жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга
Что подразумевается в статье 48 261-ФЗ? В ней говорится, что требования энергетической эффективности не применяются к зданиям, строениям, сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу требований 261-ФЗ. А в пункте 5 статьи 13 261-ФЗ говорится о домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего федерального закона. Что подразумевается в статьях 13 и 48 261-ФЗ?
Пояснения к статье 48.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 28.05.2010 №262 установлены Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. Требования являются минимально допустимыми и должны соблюдаться при проектировании, экспертизе, строительстве, приемке и эксплуатации новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых и модернизируемых отапливаемых жилых зданий и зданий общественного назначения. Требования установлены в отношении удельного расхода потребления тепловой энергии, электрической энергии на общедомовые нужды, воды. В зависимости от удельного расхода потребления тепловой энергии приказом Министерства регионального развития РФ от 08.04.2011 №161 установлены классы энергетической эффективности многоквартирных домов.
Для новых и реконструируемых зданий:
- А — наивысший;
- В++, В+ — повышенные;
- В — высокий;
- С — нормальный.
- Для существующих зданий:
- Д — пониженный;
- Е — низкий.
Пояснения к статье 13.
Требования статьи 13 Федерального закона 261-ФЗ касаются обеспечения учета используемых энергетических ресурсов, в том числе в многоквартирных домах. Наличие учета не является критерием энергетической эффективности дома.
Закон требует установки счетчиков на воду, газ и тепло с 1 июля. Конкретно на кого из собственников таких домов ложится обязанность ставить счетчики? Есть ли исключения по классу домов? Что делать людям в квартирах, предоставленных по соцнайму? Что делать собственникам комнат в коммунальных квартирах? Что делать, если в коммунальной квартире есть приватизированные помещения и муниципальное жилье?
Согласно части 5 Федерального закона 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятые гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Средства на установку приборов учета энергоресурсов в жилых помещениях в части исполнения обязательств города как собственника жилых помещений в многоквартирных домах должны предусматриваться в ведомственных структурах расходов администраций районов Санкт-Петербурга.
Приборы учета энергоресурсов в коммунальной квартире относятся к общему имуществу в данной квартире. Согласно статье 43 Жилищного кодекса РФ собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в квартире.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в данной квартире, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире указанного собственника.
Приказ Минрегионразвития требует обследовать помещения в домах на возможность установки счетчиков. Кто, когда и в каких домах должен проводить подобные обследования?
Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.10 №149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее — Порядок).
Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.
Согласно Федеральному закону 261-ФЗ к таким организациям относятся ресурсоснабжающие организации (далее — исполнитель).
Согласно п.10 Порядка на основании документов, предусмотренных п.7 Порядка (для физических лиц), исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета.
Что делать непосредственно собственнику? Система учета электричества выстроена четко. Известен порядок установки, порядок замены, порядок поверки, порядок утилизации электросчетчиков, известны конкретные типы счетчиков, какие можно, а какие нельзя устанавливать. Каков порядок действий в случае со счетчиками воды, газа и тепла? Куда звонить собственнику при желании установить счетчик? Как выбрать счетчик? Куда обращаться, чтобы заказать обследование квартиры? Чтобы установить счетчик? Куда звонить, если счетчик сломался? Какие организации регистрируют установку счетчиков, какие ведомства ставят пломбы, кто осуществляет поверку, когда показатели счетчика включаются в подсчет квартплаты?
Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.10 №149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее — Порядок).
Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.
Согласно Федеральному закону 261-ФЗ к таким организациям относятся ресурсоснабжающие организации.
Согласно статье 10 Федерального закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Приемку счетчиков в коммерческий учет осуществляют исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК). После подписания акта по приемке в коммерческий учет прибора учета расчеты осуществляются по показаниям прибора учета.
По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений Госстандарта России.
С 1 января 2013 года поверку средств измерений количества электрической энергии, холодной и горячей воды, газа, применяемых при расчете оплаты коммунальных услуг гражданами, будут осуществлять только аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственные региональные центры метрологии.
Какова ответственность за неустановку счетчиков? Что грозит собственнику? Что грозит управляющей компании или обслуживающей организации?
Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Административная ответственность собственников помещений в многоквартирных домах за неустановку приборов учета действующим законодательством не предусмотрена.
Что такое «специализированная организация, имеющая право установки счетчиков воды»? Какие документы подтверждают права этой организации?
Специализированные эксплуатирующие организации — юридические лица, основной целью деятельности которых являются содержание и обеспечение эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, иных строений и сооружений. (Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства за счет бюджета РФ и бюджета Санкт-Петербурга и их передаче специализированным эксплуатирующим организациям утверждено постановлением правительства СПб от 26.02.08 № 187.)
Деятельность специализированных эксплуатирующих организаций осуществляется в соответствии с уставом организации.
Куда обращаться, чтобы в квартире установили счетчики холодного и горячего водоснабжения?
Согласно Федеральному закону 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Соответственно собственникам помещений в многоквартирных домах по вопросам установки приборов учета необходимо обращаться в управляющую организацию (ТСЖ, ЖСК).
Если в коммунальной квартире проживают по договорам социального найма и собственники жилых помещений, кто должен оплачивать установку счетчика и в каких пропорциях?
Приборы учета расхода воды в коммунальной квартире должны быть установлены за счет средств собственников помещений в квартире, в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с долями Санкт-Петербурга в праве общей собственности в квартире (исходя из площади жилых помещений, занимаемых нанимателями).
В целях координации деятельности районных администраций в этой части жилищным комитетом в адрес руководителей районных администраций 23.06.11 было направлено письмо №18-3086/11 с разъяснениями по данному вопросу, а также рекомендовано при формировании бюджета на 2012-й и плановый период 2013 и 2014 годов предусмотреть дополнительное финансирование на установку общедомовых, индивидуальных, а также общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергоресурсов соразмерно доле Санкт-Петербурга в общем имуществе.
В первую очередь собственнику помещения в коммунальной квартире — инициатору установки общих счетчиков расхода воды необходимо получить согласие остальных собственников помещений, включая Санкт-Петербург, на их установку с последующим несением расходов, связанных с установкой, приемкой счетчиков в коммерческий учет, а также согласовать порядок несения соседями (включая нанимателей) расходов на оплату услуг по водоснабжению исходя из показаний прибора учета, определить собственника, уполномоченного заключить договор на установку.
Для получения согласия собственника жилых помещений в квартире Санкт-Петербурга следует письменно обратиться в ГКУ ЖА или администрацию района, которые оценят возможность участия в мероприятиях по оснащению коммунальной квартиры приборами учета расхода воды исходя из имеющихся в их распоряжении целевых бюджетных средств.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.09 №261-ФЗ, разъяснениями Минэкономразвития России (письмо от 16 января 2012 года №Д07-43) в случае обращения отдельных собственников жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих компаний и ТСЖ, деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета (в том числе индивидуальных приборов учета) используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять энергоснабжающие организации.
Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином — собственником помещения в многоквартирном доме должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Как правило, в коммунальных квартирах стороной такого договора выступает лицо, уполномоченное собственниками.
Граждане вправе для установки приборов учета обращаться в любую организацию по выбору, осуществляющую соответствующую деятельность.
Вопросы о порядке производства работ, в том числе о порядке приобретения счетчиков и расходных материалов, согласовываются при заключении договора на их установку. После завершения монтажных работ счетчики передаются в коммерческий учет управляющей организации, которая по факту приемки оформляет акт, один экземпляр которого остается у проживающих.
Целесообразно до выполнения работ по установке приборов учета расхода воды уточнить в своей управляющей организации требования к установке счетчиков, принимаемых управляющей организацией в коммерческий учет.
(Продолжение следует)
Метки: Наши права «Жилкомхоз»
Важно: Правила перепоста материалов