Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Как я люблю тебя, халат! Одежда праздности и лени…

Минский художник Виталий Брусинский поймал убегающий халат за полу, чтобы исследовать этот важнейший атрибут жизни советской женщины

Родившийся на Востоке, а в XVIII веке покоривший Европу, халат был популярен в дворянской среде. Причем не только у ленивых безвольных мечтателей вроде Ильи Ильича Обломова, но и среди вполне деятельных людей. Известны портреты Пушкина, Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Александра Островского, Модеста Мусоргского, на которых все они позируют в халатах. У Пушкина — полосатый, у Мусоргского — малиновый с зелеными отворотами, у Островского — подбитый беличьим мехом, а у подточенного тяжкой болезнью Брюллова — черного бархата. Поэты посвящали халату стихи и даже оды. В советское время роль халата изменилась. Из символа праздности и лени, из интимного вида одежды он превратился чуть ли не в национальный костюм, в котором некоторые женщины провели всю свою жизнь: готовили, стирали, убирали, принимали гостей, а могли и в магазин выйти.

Порождение коммуналок

«У него на окнах плюш и шелк,
Клава его шастает в халате.
Я б в Москве с киркой уран нашел
При такой повышенной зарплате!»

Владимир Высоцкий, не понаслышке знавший, что такое жизнь в коммунальной квартире, посвятил этому странному изобретению советской эпохи немало песен.

Коммуналки — это жизнь напоказ, в тесноте и в обиде, это отсутствие личного пространства, когда всюду без конца вламываются соседи.
Никого не удивляло, что мужчины, обитающие в квартире, спокойно рассекают по коридору или кухне в трениках с отвисшими коленками или даже в семейных трусах, а женщины «шастают в халатах». У Людмилы Петрушевской есть стихотворение об этом своего рода народном костюме:

«из-под халата
мелькает ночная рубашка
русская форма одежды
да что там
все московские
интеллигентки
дома так ходят
мужчины в трусах
женщины в ночных рубашках по выходным»…

«Я вырос в коммунальной квартире, хорошо помню снующих туда-сюда женщин в халатах, — рассказал Виталий Брусинский вашему корреспонденту. — Халат — традиция уходящая. И поймать ее в последние годы во всей красе оказалось делом не из легких».

У женщины в красном жизнь явно удалась! Это видно и по ее довольному, улыбающемуся лицу, уверенной позе и дорогой старинной мебели. Она чувствует себя почти девочкой, вот и волосы украсила повязкой с пышным белым бантом.

Не виноватая я!
Ну конечно, халатик халатику был рознь. Счастливые обладательницы импортных халатов из нейлона и кримплена надменно взирали на соседок в знаменитых байковых или, летом, ситцевых балахонах. Образцом для продвинутых в моде было, конечно же, кино. В 70-е годы в ряд с обольстительными красотками из французских и итальянских фильмов, которые непонятно почему регулярно показывали в советских кинотеатрах, встала роковая блондинка Анна Сергеевна из комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Светлана Светличная, которая исполнила под жестокое танго почти что стриптиз, соблазнительно расстегивала перламутровые пуговки своего коротенького халатика нежно-кремового цвета. Потом актриса вспоминала, как нелегко далась ей эта сцена, как страшно было предстать перед съемочной группой, состоящей в основном из мужчин, полураздетой. Поддержал ее Юрий Никулин. Он придал ей такой смелости, что она сыграла эпизод блестяще. Халатик и купальник, кстати, она подобрала сама.

Впрочем, даже в халате и тапочках можно сохранить гордую осанку и элегантность. Настоящие розы долго не вянут.

В гости без приглашения
Сейчас огромные коммунальные квартиры почти все расселены и «евроотремонтированы». Населявшие их люди перебрались в отдельные квартиры и с соседями по лестничной клетке часто даже незнакомы. Что лучше — спорить не будем, но чужая жизнь теперь тайна за семью печатями. Проект Виталия Брусинского — это своего рода вуайеризм, подглядывание за чужой жизнью.

«Мне интересно увидеть людей по ту сторону дверей их квартир. Стать соучастником, подсмотреть то, что было скрыто от посторонних глаз. Даже те, кого мы хорошо знаем, дома совсем иные, не похожие на себя вне его стен. По крайней мере внешне», — говорит художник.

В его проекте задействованы малознакомые или вовсе незнакомые художнику женщины. «Для серии я искал женщин разных социальных групп, разных возрастов и типажей, — объясняет Виталий. — Здесь есть и простые работницы, и бизнес-леди». Я впервые попадал в эти квартиры, все происходило спонтанно. Я находил нужное для меня место, фон и без долгих промедлений снимал. Стараясь избежать вычурных поз, томных взглядов, добиваясь естественности».

Женщины действительно очень разные. Есть дамы, которые, кажется, законсервировались и совсем не изменились со времен брежневского застоя. И квартиры, в которые мы входим без приглашения, тоже разные — одни просто вопят о достатке, демонстрируя виниловые обои и ламинат, испанскую или даже антикварную мебель, другие, напротив, свидетельствуют о бедности и борьбе за выживание. Но — удивительно! — все интерьеры абсолютно гармонируют с обликом своих владелиц и с их халатами и домашними тапочками.

Александр Васильев, ведущий «Модного приговора», считает халат «виновником» многих разводов.

Едва ли не в каждой второй программе историк моды увещевает женщин, вышедших замуж, родивших ребенка и засевших дома, следить за своей внешностью и одеждой, не встречать мужа в халате. Нужно выглядеть соблазнительно, уверяет он. Да кто бы спорил! Только кто сказал, что женщина в халате не может быть обольстительной? Вспомните Джулию Робертс в фильме «Красотка», как она расхаживает по гостиничному пентхаусу в тяжелом, мягком, белом, роскошном халате. Куда уж эротичнее!

Так что дело не только в халате, но и в женщине.

Фотографии минчанок в халатах, позирующих в своих уютных и не очень квартирах, можно увидеть в галерее на Адмиралтейском проспекте, 8.

фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх