Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 1 января 2025

Какое общество, такое и телевидение...

Последний указ президента Дмитрия Медведева вызвал неоднозначную реакцию

Под занавес своего президентства Дмитрий Медведев претворил в жизнь обещанное — подписал указ о создании общественного телевидения, идею которого высказывал еще в послании Федеральному собранию. 

Дмитрий Медведев уверен, что новое телевидение будет отражать общественное мнение

У российского общества уже был опыт создания общественного телевидения — ОРТ — на базе 1-го канала «Останкино», которое просуществовало семь лет, с 1995 по 2002 год, и, как заметил депутат ЗакСа Виталий Милонов, ничего общего с общественным телевидением не имело. Этот опыт действительно оказался неудачным: созданный наблюдательный совет при ОРТ не влиял на политику канала, в которой приоритетными были интересы медиамагната Бориса Березовского (ему принадлежали 49% акций телеканала), в итоге было принято решение о переименовании компании. 

Новый общественный канал предполагается создать на базе телеканала «Звезда», который принадлежит Мин­обороны, и запустить с 1 января 2013 года. На первых порах это будет государственный канал, финансирующийся из российского бюджета, а в будущем планируется его перевод на независимые рельсы и содержание за счет средств налогоплательщиков — телезрителей, как это делается в Великобритании на телеканале ВВС.

Пока неизвестен кадровый состав общественного телевидения, зато известно, что оно будет бесплатным и будет находиться под контролем главы государства и правительства. Более того, за новым каналом станет наблюдать специально созданный для этого совет, состав которого утверждает глава государства по представлению Общественной палаты. И хотя президент предупредил, что влияние государства на новый канал «не должно быть запредельным», возникают вопросы: каким будет этот контроль и насколько независимым станет общественное телевидение, если оно будет финансироваться из бюджетного кармана?

Эти вопросы «Вечёрка» адресовала депутатам ЗакСа.

Глава комитета по законодательству Виталий Милонов:

— Не бывает идеального телевидения — я еще ни разу в жизни не видел независимое телевидение. Общественное — не значит полностью независимое, но если оно на первых порах будет получать какую-то государственную субсидию, то оно будет более независимое, нежели то, которое будет получать поддержку от олигархов — того же Бориса Березовского.

Я считаю, что вообще надо облегчить ситуацию с получением права на вещание, особенно сегодня — в цифровую эпоху. Ведь у нас настолько жуткая система, что новым каналам не пробиться. Я, например, хотел бы смотреть православный канал, но ему нужно заплатить какие-то миллиарды, чтобы выйти в эфир...

Посмотрим, что получится, но главное — чтобы телевидение не было рупором той или иной финансовой группировки. Государство должно предпринять усилия, чтобы создать телевидение максимально независимое.

Руководитель фракции КПРФ Владимир Дмитриев:

— Я думаю, что общественное телевидение не может быть независимым, — кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Мне кажется, в современной России невозможно создать полностью независимое телевидение, даже если его будет финансировать не государство, а телезрители.

Руководитель фракции ЛДПР Константин Сухенко:

— Любое телевидение, которое финансируется государством, — как оно может быть общественным? Какой орган будет определять его политику? Я склонен думать, что мы поспешили с таким важным проектом, как общественное телевидение, — результаты могут быть не вполне положительными. Я вообще не уверен, что путь к созданию нормального положения на рынке медиауслуг лежит через создание общественного российского телевидения. Думаю, что путь к этому лежит через приватизацию части каналов и четкую иерархию этих каналов, в том смысле, что эротические каналы, каналы, показывающие насилие и особую жестокость, должны быть закрытыми и платными. В итоге мы уберем многие негативные моменты, которыми переполнены открытые телеканалы. Убежден, что должны быть частные коммерческие каналы с политическими новостями (чем честнее, объективнее они показывают, тем выше их доходы), то есть должна быть возвращена нормальная конкуренция на рынке новостей и должен быть государственный канал, где формируется и оглашается политика российского государства. А общественное телевидение — кто его будет смотреть, даже если оно будет объективным? В том виде, в котором оно нам предлагается, я не думаю, что это правильная модель. 

Руководитель фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев:

— Общественное телевидение будет такой же фикцией, как и выборы губернаторов. Думаю, это очередная синекура — там только будут изображать видимость общественного телевидения.

Фото ИТАР-ТАСС
↑ Наверх