Сядет ли Рюрик снова в Старой Ладоге?
Завтра объявят лучший проект памятника российской государственности
Село Старая Ладога — намного старше Москвы, Новгород рядом с ней — всего лишь «новый город», да и Киев сделался столицей лет на двадцать позже. И когда оказываешься там, поднимаешься на курган Олега и смотришь на Волхов — эта скромность, простота, какое-то невероятное спокойствие, там разлитое, больше всего убеждает: тут действительно был центр Руси.
Большинство работ напоминают обложки к славянским фэнтези
Однако считается, что невесомое это ощущение нужно подкреплять как-то более материально. Еще в 2003 году с большой помпой отмечалось 1250-летие Старой Ладоги. Тогда же ее статус древней столицы Северной Руси стал утвержден, что ли, официально.
В 2012 году исполнилось 1150 лет российской государственности — если считать точкой отсчета 862 год, когда варяг Рюрик именно здесь, как считается, принял княжение. В нынешнем году Старая Ладога станет местом традиционного проведения Дня Ленинградской области. Нынешний год также объявлен в регионе Годом духовной культуры, и часть мероприятий также пройдет в Старой Ладоге.
Поэтому неудивительно, что село уже сейчас стало центром внимания: было принято решение поставить в селе памятник Рюрику и его преемнику — Вещему Олегу. Идею предложил заведующий отделом славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН Анатолий Кирпичников. И в начале октября в Старой Ладоге, в сквере у Варяжской улицы, был установлен закладной камень.
Объявили конкурс, и экспозиция из 38 проектов памятника открылась в выставочном зале «Смольный».
Тридцать три богатыря... или тридцать восемь
Нет, их тут даже вдвое больше — потому что памятники изображают сразу и Рюрика, и Олега. Весь зал заставлен богатырями. Они и в своем уменьшенном виде немаленькие. А если представить их в натуральную величину (этому помогают фигурки людей, помещенные рядом для масштаба) — пожалуй, некоторые окажутся размером с башню Староладожской крепости.
Сразу видно, что и Рюрик, и Олег — ребята серьезные
Рюрики и Олеги, впрочем, разные: иные выполнены в современном стиле хай-тек. Формы их эргономичны и аэродинамичны. У одного как будто не шлем, а остроконечный колпак на голове.
— Ку-клукс-клан какой-то, — шепчутся посетители.
К этому же монументу приложена записка: «Композиция выполнена в славянском (соборном) стиле. В стиле эпохи зарождения российской государственности. Классический стиль исполнения в 2013 году нашего столетия, думается, надуман и неуместен».
Это как будто шпилька в адрес большинства работ. Они напоминают обложку к каким-нибудь славянским фэнтези — с такими, знаете, бородатыми мачо в кольчугах: вот они плывут на ладье, вот Рюрик, обнаженный по пояс, сидит на лавке, подпершись руками. Связываться с этими парнями не хочется. Видно: что не по ним — тут же, взяв в десницу харалуг, отчекрыжат главу, инда улетит она в кусты, да и капут. Такие варяжские «приглашенные консультанты», да еще с дружиной верных ребят, действительно вполне могли и Новгород построить, и Русь основать.
На одной из моделей старейшина ильменских словен Гостомысл передает Рюрику власть над Русью как-то запросто, по-дружески — как будто чарку предлагает. Вероятно, так все и было у скандинавского конунга Рёрика Ютландского 1150 лет назад.
Кое-где виден конь Олега, тот самый. Мрачно глядит на хозяина — знать, ждет своего часа. А Рюрику на какой-то из моделей досталась в качестве ездового животного совсем уж странная зверюга: гиппокамп — конь с морским хвостом. «Это связано с тем, — поясняет приложенная записка, — что пока нет однозначного ответа по вопросу происхождения основателя династии Рюриковичей». Получается, и сам Рюрик — непонятно кто, и ездит-то он непонятно на чем.
Пикирующий сокол — еще одно существо, которое встречается повсюду. Это понятно — сокол считается гербом Рюрика. На староукраинском, кстати, «сокол» будет «рарог». При этом текст при одном из памятников почему-то гласит, что это двуглавый орел. Но вылеплен все равно одноголовый сокол.
Так, видимо, прибывал Рюрик со товарищи на Русь
В конце я заметил еще одну модель, которая сразу в глаза не бросается. Памятник изображает раскрытую каменную книгу. На ней видны как бы полустертые символы и фигуры, черты которых уже не различить. Пожалуй, именно от этой работы на меня повеяло каким-то по-настоящему глубоким чувством истории и той самой древности, которая живет в Старой Ладоге.
Рюрик зрительских симпатий
Имена скульпторов, участвующих в конкурсе, пока, разумеется, неизвестны.
— Тут у нас есть работы из Москвы, из Златоуста, — рассказали организаторы выставки. — Кое-что сделали студенты Академии художеств и Архитектурно-строительного университета. Но большинство работ — от членов Петербургского союза художников.
Завтра, 15 февраля, состоится уже подведение итогов конкурса. Выберут три лучшие работы. Автору первого места выплатят 100 тысяч рублей, авторам второго и третьего — 60 и 40 соответственно. Еще будет отдельно вручен приз зрительских симпатий — проекту, собравшему в гостевой книге больше всего положительных отзывов.
Один из этих проектов должен будет воплотиться на Варяжской улице в Старой Ладоге. Сама Варяжская улица, идущая вдоль берега рек Ладожки и Волхова, существует ни много ни мало с IX века. На перекрестке с улицей Культуры, где уцелели купеческие дома и каменная часовня на месте руин Воскресенского храма XII века, есть небольшой сквер, обсаженный по периметру березами и тополями. Именно в этом сквере собираются поставить памятник — там, где помещен закладной камень.
Старая Ладога, новые проблемы
Однако не обошлось без скандала. Ученые и общественные деятели обратились к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко с открытым письмом, в котором высказались против установки памятника на Варяжской улице. Он, по их мнению, разрушит исторический облик древнейшей русской улицы.
В письме говорится о том, что на территории современной Старой Ладоги достаточно свободных мест — в том числе площадь перед зданием администрации села, которая отлично просматривается с идущего через Старую Ладогу Волховского проспекта. «Вносим предложение еще раз вернуться к обсуждению места в черте Старой Ладоги для установки памятника, посвященного 1150-летию российской государственности», — пишут авторы послания.
Губернатор Дрозденко ответил на письмо и объяснил свою позицию:
— Что касается памятника Рюрику, то я бы — извините за такое прямое выражение — не гнал волну, как это сегодня пытается сделать ряд работников Музейного агентства и ряд работников культуры города Санкт-Петербурга. Окончательное решение об установке памятника еще не принято. Более того, мне вариант установки памятника в сквере как раз и предлагали местные органы власти при поддержке Старо-Ладожского музея. Поэтому вообще непонятна их позиция: сначала предлагают место под памятник, потом говорят, что это место не устраивает. Я думаю, что окончательное решение о месте мы примем после того, как выберем победителя.
Метки: Истоки Памятная дата Из первых рук Скульптура
Важно: Правила перепоста материалов