Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Какой кошелек?

Максим Вайсберг: Самое «хлебное» время для карманника — утро и вечер, часы пик

Недавно «Вечёрка» рассказала о двух резонансных случаях карманных краж. Практически в один день оперативники задержали матерую цыган­скую воровку, которую не могли поймать с конца 90-х годов. И этническую немку по фамилии Гебель, за плечами которой было несколько судимостей. 

Пользуясь поводом и памятуя о скором начале туристического сезона, мы решили побеседовать на эту тему с исполняющим обязанности начальника 14-го («карманного») отдела оперативно-разыскной части уголовного розыска №5 МВД Петербурга и Лен­области Максимом Вайсбергом.

Максим Вайсберг знает, где воришки орудуют чаще всего.

— Максим Маркович, охарактеризуйте, пожалуйста, в целом картину: как обстоят сегодня дела с этим видом преступлений в Северной столице?
— Карманники в городе были и есть. Хотя, если сравнивать с предыдущими годами, острота ситуации стабильно и потихонечку спадает. Для примера: за январь этого года в самом популярном среди воров Центральном районе Петербурга зафиксировано 40 обращений о карманных кражах. В прошлом году это число составляло 63, а в 2012-м — около 70. Из нынешних 40 обращений три поступило от иностранцев. А 15 лет назад только на «иностранные» вызовы нашим сотрудникам приходилось выезжать по 30 — 40 раз в сутки. Также сегодня практически не встречаются «гастролеры» — воры, которые приезжают в город из других регионов. А ведь еще недавно они совершали до 70% от общего числа раскрытых преступлений.

— Картина выглядит как будто обнадеживающе. С чем это связано?
— Воры старой закалки, рожденные еще до войны, в силу возраста просто ушли, их не осталось. Последнего такого представителя — Володю Маркова, который был классическим щипачом, — мы задерживали лет пять назад. На смену им пришло поколение 70-х. Подавляющее большинство среди них — наркоманы. А наркоманы, как известно, долго не живут. Современные 20 — 30-летние менее криминализированы, а если и выбирают преступный путь, то редко становятся карманниками. По этим же самым причинам стало меньше и «гастролеров».

— Каков портрет сегодняшнего карманника?
— Восемь из десяти — это мужчины. В основном неработающие, большинство — уже судимые. Процентов на 70 — наркоманы. Возраст — от 17 до 50 лет. Около 15% — иностранцы. Если говорить о психологическом портрете, то это, безусловно, люди с достаточно крепкой нервной системой. Тут ведь нужно не в темной подворотне дать кому-то трубой по голове и убежать. А, как Жеглов говорил, «у гражданина, который не спит, не пьян, не под наркозом, вытащить среди бела дня бумажник и спокойно с ним скрыться». Часто это хорошие психологи, физиогномисты. Когда у потерпевших крадут крупные суммы денег, они удивляются: «Ну как же так, ведь я никому не показывал их!» А карманник, особенно опытный, чувствует, что у человека много денег, по лицу считывает. Конечно, это циники, причем высшей пробы. Если раньше еще были какие-то понятия — нельзя красть у женщины с ребенком, у пожилого человека, то сейчас такая женщина — очень удобный объект для наживы: она контролирует ребенка, а не сумку. А пожилых людей, ветеранов, особенно выходящих из сбербанков, — «отрабатывают» за милую душу!

— Если обратиться к карманницам-женщинам. Недавно вы задержали двух таких преступниц. Расскажите об этих эпизодах…
— Если говорить о цыганке, то ей около 50 лет, она из Тосненского района. До этого мы ее неоднократно задерживали, но она проходила только в статусе свидетеля: работала в составе группы. А теперь удалось поймать за руку. Почему так сложно было задержать раньше? Она передвигается на машине с водителем. Приехала на место, покрутилась минут десять, украла — не украла — поехала дальше. Сразу не увидишь и не схватишь. Заметили мы ее у станции «Озерки» — тут много торговых центров, аптека дешевая рядом. Попалась на кошельке — вытащила у проходившей пенсионерки. Задержание для нее стало, конечно, неожиданностью: плакала, на колени вставала. 

Что касается Гебель, то это наркоманка со стажем, представительница как раз того самого поколения 70-х. У «Ладожской» она вытащила у девушки айфон. Мы вычислили ее по взгляду: искала клиента… 

— Максим Маркович, что сегодня крадут? Люди, казалось бы, все меньше носят с собой наличные. Часы не в таком почете, как когда-то...
— Крадут кошельки, в которых помимо денег могут быть кредитные карты. Согласен, часы не пользуются спросом, но появились телефоны, айфоны, планшеты, ноутбуки. Очень дорогой и ходовой товар — фототехника: есть одна-две группы, которые специализируются исключительно на фотоаппаратах и объективах.

— А каким образом происходит вычисление и задержание карманника?
— В нужное время нам необходимо оказаться в нужном месте и вычислить жулика визуально. Профессиональный оперативник делает это достаточно быстро. Когда человек идет по своим делам, он вопросов не вызывает. Если же человек ищет жертву, то ведет себя иначе. Ходит, ищет глазами. Взгляд в этот момент у него очень специфический — как будто стелется понизу. Нашел что-то — ага, осматривает, ощупывает: что там, стоит ли его внимания? Этот особый взгляд по сути и есть главный отличительный знак вора. Также можно выделить «странное» поведение. Зайдя в кафе, он, вместо того чтобы подойти к стойке или занять столик, может пройти по залу, сесть где-то посреди прохода или вплотную к другим посетителям. В вагоне метро — вдруг перебежать на следующей станции в соседние двери, заходить и выпрыгивать обратно.

— Наконец, каким образом уберечь себя от карманника?
— В первую очередь элементарно следить за своими вещами. В кафе, на улице, в общественном  транспорте. Чаще всего кражи совершают в местах скопления людей — возле исторических достопримечательностей, где люди отвлечены, стоят, глазеют на что-то. В крупных торговых центрах. Во время давки в автобусе или метро. Самое «хлебное» время для карманника — утро и вечер, часы пик. Особо осторожным нужно быть у дверей, которые автоматически закрываются. Кофры, рюкзаки, в которых так удобно носить фототехнику, вскрываются на раз-два, поэтому в толчее их ни в коем случае не стоит носить за спиной. И еще один важный момент: карманника можно поймать только на месте преступления! Привлечь его к ответственности постфактум очень сложно. Поэтому все в первую очередь зависит только от вашей собственной внимательности.

В странах Европы выпускают буклеты с предостережением о карманниках. Нам бы тоже не помешало...

↑ Наверх