Какой удел постигнет Удельный парк?
Новая трасса может уничтожить уникальный городской лес
Конкурс на проектирование дублера проспекта Энгельса, как сообщает комитет по развитию транспортной инфраструктуры, будет объявлен в октябре. Но расклад уже известен: на пути трассы — Удельный парк. Чиновники собираются врезаться в него 70-метровой полосой. Эксперты утверждают, что после этого уникальное место — настоящий лес, экосистема, поддерживающая сама себя, — будет уничтожено. Но технологическая экспансия на это природное чудо началась не сегодня.
В Удельном парке можно и гулять,
и спортом заниматься.
Корреспондент «ВП» прогулялся по Удельному парку с коллегами в сопровождении знатока этих мест доцента факультета географии и геоэкологии СПбГУ кандидата географических наук Григория Исаченко.
Начало истории Удельного парка положил император Павел, разбив на окраине Петербурга уделы для прокормления императорской семьи. На том месте, где сейчас парк, была образована показательная ферма. Потом ее закрыли за долги. Позже удел передали земледельческому училищу, а когда оно в 1919 году закрылось, это место превратилось в парк. Этим деревьям — дубам, лиственницам — лет под двести.
Первое, что корреспондент «ВП» увидел за воротами с проспекта Энгельса, — современный павильон с тонированными стеклами, выпадающий из общего культурного пространства. Как рассказал житель одного из соседних домов Ростислав Салов, этот павильон построен без разрешения, еще и незаконно подключен к коммуникациям его дома. По словам старожила, районные власти об этом знают, но сделать ничего не могут, да и не хотят, называя крытое здание ларьком.
Но это не единственный участок, вырезанный частниками из парка. Следующей остановкой экскурсовода стало здание, бывшее в советские времена знаменитым рестораном под названием «Охотничий домик». Оно похоже на усадьбу. На самом деле, как подчеркнул Григорий Исаченко, совет-ские архитекторы 1930-х годов, когда оно было построено, просто очень бережно относились к тому, что окружает их проекты. В результате ресторан стал объектом культурного наследия. Земля под ним парку уже не принадлежит. Как сообщает пресс-служба Приморского района, участок в свое время был передан инвестору. Но тот не выполнил своих обязательств, и строение стало руинами.
Вот что осталось от знаменитого в советские годы ресторана-усадьбы. И как всегда, во всем инвесторы виноваты.
Дальше мы подошли к железнодорожной нитке, пересекающей парк. Именно вдоль нее город собирается проложить трассу. Но если дорога в свое время была необходима, да и не причинила лесу особого урона, то 70 метров шоссе, по словам эколога Александра Карпова, могут изменить равновесие в экосистеме и уничтожить городской лес:
— Железная дорога строилась так, что, разделив парк на две половины, она не стала барьером для мелких грызунов, насекомых и спор, то есть вжилась в него. Автотрасса не будет такой щадящей. Она полностью перережет лес 70-метровой полосой, протянутой на 1,2 километра.
Тысячи деревьев, среди которых уникальная, исконная для допетербургских болот черная ольха, на этом протяжении будут вырублены. Мало того, по словам Александра Карпова, выхлопы уничтожат еще метров по 35 как минимум с каждой стороны дороги:
— При этом в законе есть одна дыра. Если собственник рубит деревья на своем участке, он не обязан компенсировать бюджету их уничтожение. Общественники и депутаты пытаются внести поправки в законы. Но, например, «Зенит», разбивший в Удельном парке свои поля, вырубив деревья, уже не будет компенсировать уничтожение части парка-леса.
Железнодорожное полотно, пересекающее парк, не вредит его экологии.
А Григорий Исаченко добавил, что эта трасса была запланирована 40 лет назад и, может, городу стоит подумать, нужна ли она при нынешнем дорожно-транспортном раскладе.
Тем более что парк и без нее страдает. За последние 10 лет он очень сильно изменился. Как мы уже говорили, «Зенит» отрезает от него куски. У Фермского шоссе растут новостройки. Центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова отрезал себе кусок. А ведь здесь еще один уникальный геологический памятник — Литориновый уступ, напоминающий, что три тысячи лет назад Финский залив был Литориновым морем. Этот уступ тянется вокруг всей Маркизовой лужи. Только в городе он уже уничтожен, но Большой дворец Петергофа стоит именно на нем.
С нами были депутаты Марина Шишкина, Борис Вишневский. Они пообещали сделать все возможное, чтобы изменить место прокладки трассы да и вообще объявить мораторий на вырубку городских лесов. Они ведь не просто для красоты стоят. Вырубили Орловский лесопарк, и теперь при «удачном» ветре Приморский район окутывает запах тлена и гнили со свалки в Новоселках.
Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Телехов Михаил
Метки: Про Петербург Про петербуржцев Из первых рук Дороги Строительство Экология
Важно: Правила перепоста материалов