АК или не АК? Что за вопрос!
Калашников создал не автомат, а универсального солдата
После недавнего громкого заявления Министерства обороны об отказе от закупок устаревших моделей «калашникова» АК74 по стране прошла волна недоумения. Неужели наша армия готова переключиться на импортные образцы оружия? Однако Минобороны официально уточнило: оно ждет усовершенствованной модели от отечественных оружейников. И вот в конце января 2012 года на «Ижмаше» прошла презентация автомата Калашникова пятого поколения — АК-12.
Производители объявили о концепции модульности и о более десятка принципиально новых технических решений, которые в процессе дальнейшей работы будут запатентованы. Среди них — новый ударно-спусковой механизм, введение затворной задержки и новой конструкции затворной группы. Итог: АК-12 должен стать платформой, на основе которой будут разработаны около 20 различных модификаций стрелкового оружия для стрельбы патронами калибра от 5,45 до 7,62 мм — от охотничьих карабинов до снайперских винтовок.
Правда, вопросов по новому оружию сейчас много. Потому что, кроме условного чертежа и фотографий, никакой информации нет. Понятно, что ноу-хау оружия до его принятия на вооружение не разглашаются. Но пока и специалисты, от которых зависит судьба нового автомата, также не знают ответов на эти вопросы. Получить их можно только после серьезных испытаний, которые должно провести Минобороны.
Тем не менее кое в чем корреспонденту «ВП» удалось разобраться.
Макаров против Калашникова
Последние массовые испытания по выбору современного стрелкового оружия проводились в восьмидесятых. Тогда в войсках был АК74, принятый на вооружение в 1974 году. Но к концу семидесятых Мин-обороны заявило, что тактика современного боя диктует задачи, с которыми он не справлялся.
К 1981 году идея сформировалась. Мобильные боевые подразделения требовали ведения достаточно эффективного автоматического огня в основном из неустойчивых положений. В результате три года только формировалась концепция, которую объявили производителям. На испытания в 1984 году собрали восемь опытных образцов и пропустили их через все круги ада. Но ни один образец не удовлетворил условиям — при совершенно новых тактико-технических характеристиках уступив АК74 по надежности, эргономике и удобству обслуживания.
В 1986 году прошли новые испытания. На них изучали автоматы Стечкина и Никонова. последний — кстати, единственный, сделанный в новой компоновке, — был принят на вооружение под названием АН-94 («Абакан») и хорошо показал себя на испытаниях в Таманской дивизии. Но в армейские массы, несмотря на лучшие показатели по кучности стрельбы, не пошел.
В результате к 1991 году «Ижмаш» прекратил производство АК74 и создал АК74М (модифицированный), который и был принят на вооружение. Кстати, замминистра обороны Николай Макаров, когда говорил о том, что ведомство решило больше не приобретать АК74, похоже, слабо представлял, о чем идет речь. Как мы уже сказали, производство и поставки АК74 прекратились еще в 1991 году. После были налажены поставки АК74М. Пусть он не сильно отличался от предшественника, но все-таки это другая модель. Сейчас эта модель и ее производные в руках у каждого пятого солдата на планете. Это говорит о многом.
Дело даже не в автомате
Как рассказал корреспонденту «ВП» руководитель Научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности Анатолий Цыганок, вопросы, которые совершенно справедливо задают специалисты об АК-12, — даже не об автомате и вообще не о стрелковом оружии. А о том, какой будет армия и какой будет страна:
— Или Минобороны начнет работать в связке с конструкторами, изложит им задачу, и вместе они создадут современное отечественное стрелковое оружие. И это будет связка ученых, конструкторов, армейских специалистов, производства и промышленности. Или пойдут своим традиционным путем — разгонят военные НИИ и академии, конструкторов будут держать на голодном пайке и, коллекционируя откаты, начнут покупать автоматические карабины у Чехии, Германии, Франции, Италии или Израиля, как сейчас уже покупают снайперские винтовки.
Для примера: траншейное ружье, покупаемое в Италии, стоит порядка 10 тысяч долларов. Наше, которое по всем показателям не хуже, — в пятнадцать раз дешевле. Но при этом Минобороны, оправдывая отсутствие договоров с оружейниками, говорит о дороговизне нашего оружия.
По словам Анатолия Цыганка, все разговоры о том, что лучше или что хуже, бессмысленны, пока не будут проведены испытания. Дебаты о том, на самом деле
АК-12 — автомат пятого поколения или это просто блеф производителей, как пишут некоторые СМИ, также бессмысленны. Без испытаний.
Как отмечают некоторые эксперты, на самом деле никакого пятого поколения нет, это именно блеф. Что отнюдь не говорит о том, будто АК-12 — плохой автомат.
«Когда я говорю о своем оружии, о том, что оно очень простое, некоторые корреспонденты думают: «Раз простое, значит, сделано тяп-ляп». Нет, дорогие друзья, просто сделать в тысячу раз трудней, чем сложно. Армия состоит не из академиков, поэтому солдатам нужно, чтоб было просто и надежно.
Я говорю всем конструкторам мира: «Я первый пожму руку тому, кто сделает лучше». Но пока так и стою с протянутой рукой».
Михаил Тимофеевич Калашников, конструктор стрелкового оружия в СССР и России, доктор технических наук, генерал-лейтенант
Шмайсер лишь наладил технологию
Разобраться в вопросе нам помог хранитель русского оружейного фонда Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Петр Горегляд.
Итак, необходимость в автоматическом карабине для ближнего боя и боя на средних дистанциях стала понятна в Великую Отечественную войну, когда на вооружении были разные пистолеты-пулеметы, стрелявшие до 150 — 200 метров, а также винтовки, бившие до 800 метров. Стране нужно было стрелковое оружие, прицельно бьющее от 200 до 800 метров. Создавали его многие конструкторы. Но самым уникальным стало изобретение Михаила Калашникова.
Да, мы сразу же отсекаем мифы о том, что на самом деле АК изобрел Хуго Шмайсер, приглашенный после войны Сталиным на Ижорские заводы из ГДР. Шмайсер был металлургом-оружейником, его позвали, чтобы он наладил технологию производства, а конструктором — гениальным — был Михаил Калашников.
И что же он изобрел? Механизм, который прицельно стреляет в любых условиях. Американская М16 боится влажности, пыли, падения с высоты и заедает — даже сейчас, в XXI веке, как и другие хваленые импортные автоматы. А «калашников», принятый на вооружение в 1947 году, был прост в обращении и не давал сбоев.
Как рассказывает Петр Горегляд, байки про то, как связку «калашниковых» на БТР волокли по земле, после чего они стреляли, — совсем не байки.
— Нам из Чечни привозили разбитый, обгоревший, черный от копоти АК74, — говорит Петр Владиславович. — Так он стрелял. И прицельно стрелял.
В общем, Калашников сделал невозможное. То, о чем мечтает любой конструктор-оружейник. Он создал непритязательное, неубиваемое оружие. Мало того, Калашников первым создал то, о чем опять же мечтает любой оружейник, — стрелковый комплекс. Цепочку — автомат, ручной пулемет, единый пулемет. То есть солдат, быстро освоивший АК, уже может обращаться с пулеметом. А еще со снайперской винтовкой Драгунова, которая сконструирована по тому же принципу. То есть Калашников создал универсального солдата.
Кроме того, автомат Калашникова при своей уникальности очень легко изготовить, и в случае необходимости на его производство можно переключить любое гражданское предприятие. И созданный там автомат будет стрелять. Может, не так кучно, но при массовой войне разлет в диаметре 15 сантиметров на расстоянии в четыреста метров — это не проблема.
Да, есть минус, что его сейчас производят все кому не лень — и Египет, и Америка, и Болгария, и китайцы гонят контрафакт. Но технологии тоже играют роль. И армии мира предпочитают «калашниковых» нашего производства, потому что на «Ижмаше» технологии отработаны и не воспроизводимы без помощи наших специалистов. Это оружие-легенда.
Все дело в патроне?
И оно до сих пор остается неизменным. АК74 стал лишь своевременной моделью уменьшенного калибра. Потом были его модификации. Основа — отвод пороховых газов, единая затворная система, легкий затвор — осталась неизменной. «Калашниковы» 100-й серии опять же были сделаны для того, чтобы питаться боеприпасами калибра НАТО. Сейчас Минобороны, насмотревшись на М16, хочет, чтобы у российского автомата приклад был также выполнен на одной оси с линией ствол — затвор. Проводились испытания. Такая линия на 1 — 2 процента увеличивает вероятность поражения стрелка. На схеме АК-12 видно, что эта линия (видимо, по запросу Минобороны) присутствует. Но наши конструкторы схитрили. Приклад подвижный — его можно сдвигать, раздвигать, поднимать, опускать.
К чему мы про это? К тому, что да, АК-12 — новый автомат. Там с десяток ноу-хау, вроде управления с одной руки, и не важно, рука эта левши или правши. Там композитные материалы, возможность смены стволов. Там три режима огня — одиночными выстрелами, с отсечкой в 3 выстрела и непрерывный (автоматический). В конструкцию АК-12 интегрированы планки Пикатинни для установки дополнительного оборудования — оптических, коллиматорных и ночных прицелов, дальномеров, гранатометов, фонарей, целеуказателей и иного обвеса. Новый ударно-спусковой механизм и т. д. и т. п. Но основа, которую придумал Михаил Калашников, осталась прежней. Потому что в стрелковом оружии ничего принципиально нового появиться не может, пока не появится боеприпас, работающий на основе нового физического принципа. Так что АК-12 — не пятое поколение. Это старый добрый, но модифицированный сверхнадежный автомат Калашникова.
Кстати, о боеприпасах. Одна из основных претензий Минобороны к АК74 или к АК74М (так и не понятно, какая именно модель им не нравится) — плохая кучность стрельбы. Но, как отмечают военные эксперты, главный недостаток автомата Калашникова — его патрон. Потому что, в отличие от натовских, наши — как отпечатки пальцев: ни одного похожего. Даже с одного конвейера. Отличаются дозировка и качество пороха, вес пули, высота захвата гильзой пули, центрированность капсюля... Так, может, чиновникам надо не ругать АК, а просто модернизировать производство патронов?
Испытания еще впереди
Что же говорят о «калашникове» на самом предприятии-изготовителе? Кроме пресс-релиза — ничего особенного. Известно, что работать над ним начали в середине прошлого года, а Минобороны новый автомат надо было представить к концу года. Судя по всему, работы шли в напряженном графике. Главный конструктор Владимир Злобин даже рассказал корреспонденту «ВП», как однажды он сделал чертеж детали, забыв при этом поменять масштаб, в итоге деталь ему сделали в два раза больше, чем надо. Но такие байки корреспондент слышал от всех конструкторов, с которыми когда-то общался, — и судостроителей, и представителей автопрома...
На самом деле работа над АК-12 продолжается. По словам Владимира Злобина, проводятся тестовые стрельбы на испытательной базе «Ижмаша», на их основании будут внесены дополнительные изменения в конструкцию и эргономику оружия, также специалистам завода предстоит еще много консультаций и работа с компетентными специалистами.
Государственные испытания могут начаться в конце 2012 — начале 2013 года. МВД России запросило АК-12 в опытную эксплуатацию.
«Сколько споров я с ним выиграл!»
Алексей, бывший десантник, служил в горячих точках:
— Мой любимый автомат — АКС74! (модификация АК74 для десанта со складывающимся прикладом. — Прим. авт.) Огромное спасибо за него великому конструктору Калашникову. Если говорить о кучности, то автомат — не снайперская винтовка. Но и тут все от бойца зависит. Лично я привел свой АКС74 к нормальному бою. Бил в пятак. На 800 метров попадал в движущуюся мишень. Сколько споров я с ним выиграл! Так что плохому танцору...
Игорь, боец отряда специального назначения:
— Я инженер. С детства восхищался тем, как из простых кусков металла и дерева можно сделать такую великую вещь, как АК. Современнейшие западные образцы автоматического оружия для спецслужб проигрывают. Нет, сначала читаешь инструкции — просто отпадаешь от восхищения. И вдруг приписка — оказывается, даже мелкий дождик может нарушить их работу.
Леонид, командир СОБРа:
— Вы знаете, тут каждый может рассказать, как метко и хорошо он стреляет из «калашникова», и не только. Мы все давно служим. И знаем многие виды оружия. Когда в начале девяностых пришли в спецназ, воевали в основном в помещениях. Тут были удобнее пистолет-пулемет «Кедр», АКСУ (АКС74У — укороченный со складывающимся прикладом. — Прим. авт.), «стечкин». Но когда в 1995-м начали ездить в Чечню, на первую войну, начались бои в городских условиях, в лесу, все быстро начали переходить на автоматы Калашникова. Альтернативы нет.
От Редактора:
Тема обеспечения национальной безопасности страны стала самой обсуждаемой на этой неделе. Поводом для этого стала статья премьер-министра Владимира Путина, опубликованная в понедельник в «Российской газете». В ней премьер еще раз подчеркнул, что стране необходима современная профессиональная армия, на вооружении которой стоят самые передовые образцы военной техники и оружия.
Но каким путем мы здесь пойдем — закупая оружие за рубежом или развивая и модернизируя собственную конструкторскую и военно-производственную базу? Точку в этой дискуссии премьер поставил на совещании по вопросам ОПК в Комсомольске-на-Амуре, заявив: «Никаких массовых закупок вооружений за рубежом правительство РФ не планирует».
В самом деле, наша страна десятилетиями развивала военную промышленность, достигнув в этой сфере впечатляющих успехов. Одним из символов отечественной конструкторской мысли до сих пор остается знаменитый автомат Калашникова. Несмотря на то что на вооружение АК74 был принят в далеком 1974 году, он по-прежнему остается лучшим образцом автоматического стрелкового оружия в мире. И — продолжает совершенствоваться.
Метки: Вектор власти Из первых рук Безопасность
Важно: Правила перепоста материалов