Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Камеры есть, а урн пока нет

За четыре дня до выборов президента «Вечёрка» выясняла степень готовности избирательных участков к этому важнейшему политическому событию

Первым делом мы направились в лицей № 82 на улице Мира, в котором размещаются две избирательные комиссии — № 1318 и № 1320.

«Ой, ну что у нас снимать — урны еще не привезли, бюллетени тоже», — удивилась нашему приходу председатель комиссии № 1320 Ирина Сахнова. «А вы нам видеокамеры покажите, которые будут весь процесс голосования отслеживать, — попросили мы. — Они, надеемся, уже установлены?» — «Вон камеры в коридоре под потолком — по две на первом и втором этажах, где участковые комиссии находятся, — махнула рукой председатель участковой комиссии № 1318 Наталья Трофимова. — Одна камера будет направлена на урну, вторая — на столы, за которые сядут члены комиссий. А здесь (показывает на помещение) расположен антивандальный ящик, в котором есть монитор, клавиатура, мышь. Если кто-то захочет посмотреть, что запечатлела камера, то мы это можем продемонстрировать, правда, нужно составить акт, что мы открывали этот ящик».

Запись с камер можно просмотреть прямо на участке..

На вопрос, останутся ли камеры после выборов в школе, нам ответили: «А вот этого мы не знаем — нам сказали, что камеры после выборов демонтируют».
Заходим в помещение комиссии, смотрим на небольшой, ничем не примечательный серый ящик — он запечатан. Чуть подальше — две серые урны старого образца. «Они еще с прошлых выборов остались, — перехватывает наш взгляд Ирина Сахнова, — а должны привезти только прозрачные. Когда? Пока не знаем, но до выборов, думаю, мы их получим, как и бюллетени».

В это время в помещение вошли две женщины. Одна избирательница, недавно переехавшая в этот район, пришла выяснить, есть ли она в списках. «Есть! — увидев свою фамилию, радостно воскликнула женщина. — Решила проверить (это уже к нам), а то придешь голосовать и не найдешь себя». Другая — Тамара Александровна Зайцева, работающая в охранной фирме при университете, — пришла взять открепительное удостоверение. «Я работаю круглосуточно — сутки через трое, поэтому решила проголосовать на ближайшем к работе участке, — сказала женщина и предвосхитила наш вопрос: — Я уже определилась с выбором, но пока держу это в тайне». 
Выяснилось: за полдня в участковые комиссии, которые работают с 15.00 до 20.00, приходят несколько человек — кому-то нужно открепиться (уже выдано 10 открепительных удостоверений), кому-то — проверить себя в списках.

Уже сейчас люди приходят, чтобы найти себя в списках..

«Хорошо, что вернулись к старой испытанной системе — по адресам, — так удобнее и нам, и избирателям, — делится Наталья Трофимова. — Когда приходит вся семья, мы открываем журнал и намного быстрее всех находим, чем по алфавиту, — ведь в одной семье могут быть разные фамилии».

«В чем заключается ваша работа до выборов?» — любопытствуем. «Мы должны разнести приглашения на выборы, ознакомить со списками избирателей, выдать открепительные удостоверения, — рассказала Наталья Альбертовна. — Уже двадцать человек пришли найти себя в списках».

Напоминаем, что губернатор Георгий Полтавченко на правительстве говорил о том, что надо помочь инвалидам — если нет возможности установить пандус, то неплохо бы набрать волонтеров, чтобы они могли помочь пожилым людям подниматься по лестницам…

«Зачем? Нам не нужны никакие волонтеры, — удивляется председатель комиссии. — Если кто-то не может прийти на выборы, он звонит нам и мы приносим ему на дом переносную урну». Тут Наталья Альбертовна решила продемонстрировать эту самую переносную урну: «У нас таких две на комиссию. Как видите, в ней ничего нет — она должна быть пустая».

«Вы следите за Интернетом? Глава ЦИК Владимир Чуров заявил, что уже есть фальшивые ролики о том, как люди голосуют
4 марта». — «Про ролики мы не знаем, — призналась зампредседателя участковой комиссии № 1318 Ирина Капитонова. — Но вот я еще с декабрьских выборов храню SMS, присланную мне от одной из партий в день выборов, когда запрещена какая-либо агитация».

«Как думаете, в прозрачные урны меньше будут вбрасывать?» — задаем провокационный вопрос. «А как вы себе это представляете? — искренне удивляется Ирина Викторовна, а потом вспоминает: — Ах да, на декабрьских выборах был один «вброс» — пришла очень большая семья — человек восемь, выходцев с юга, получили бюллетени, и самый старший — глава семейства — гордо зашел в кабину и лично вбросил их в урну»…

Обе председательницы наперебой говорят о проблемах, с которыми приходится сталкиваться, — иногда страшно войти в подъезд, и не только потому, что там грязно. Бывает, встречают алкоголика, наркомана… «Наши люди, а таких в комиссии 11 человек, разносят приглашения на выборы, — признается Наталья Трофимова. — И часто бывает так, что, когда они выходят из подъезда, наше объявление могут сорвать сами же жители, да еще и недоброе слово вслед сказать». — «Приходится несколько раз ходить по квартирам, проверять, не сорвали ли наше объявление, — включается в разговор Ирина Сахнова. — Если сорвали, клеим новое».

Работники комиссий по несколько раз проверяют, есть ли в подъездах информация для жителей..

«Как у вас настроение? — спрашиваем напоследок. «Как всегда, рабочее», — отвечают председатели комиссий и приглашают на выборы — в школьном буфете можно купить вкусные пирожки, бутерброды и горячие обеды по смешным ценам.

↑ Наверх