Карен ШАХНАЗАРОВ: У меня три причины, чтобы снять военную картину
Знаменитый режиссер ждет композитора с гениальной музыкой
Знаменитый кинорежиссер, сценарист, продюсер, генеральный директор «Мосфильма» приехал на кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборг, чтобы отметить сразу два юбилея: 20-летие фестиваля (на первом, в 1993 году, фильм Шахназарова «Сны» получил в Выборге главный приз) и свое собственное 60-летие. По такому случаю в кинотеатре «Выборг-палас» показали две картины мастера: те самые «Сны» и недавнюю — «Белый тигр», из которых стало ясно, что его талант не утратил остроту и полемичность, а приобрел масштабность и философскую глубину.
«Золотая ладья» нашла героя
— Карен Георгиевич, на двадцатом фестивале вам вручили приз «Золотая ладья», объяснив со сцены, что наконец «награда нашла героя»… Как это понимать?
— У меня не было такого приза, так как на фестивале 1993 года я не присутствовал и о победе «Снов» узнал из СМИ. Но хорошо помню, что та награда на Выборгском фестивале российского кино для меня была чрезвычайно важна, потому что фильм «Сны» и моя самая первая картина «Добряки» 1979 года были, если так можно сказать, идеологическими. Они были восприняты как антиельцинские в 1993-м. Помню, в тот момент, когда я заканчивал «Сны», как раз заканчивался расстрел Белого дома, и я понимал, что у такого фильма будет непростая судьба, и Выборгский фестиваль тогда своим решением действительно поддержал, помог мне и картине. Так что в этот город и на этот фестиваль я всегда приезжаю с чувством благодарности.
Отец закончил войну в 21 год ветераном…
— Ваш фильм «Белый тигр» вызвал нешуточную полемику кинокритиков и простых зрителей… Военная тема у вас решена необычно, в фильме документалистика перемежается с фантастикой! А что для вас было самым главным сказать в этой картине?
— Я думаю, самое важное, что люди моей профессии хотят сказать, они говорят на экране, поэтому если это не убеждает или непонятно, то тут уже словами не поможешь и ничего не решишь. Могу лишь пояснить, почему я все-таки взялся делать эту довольно сложную для меня картину. Тема Отечественной войны плюс танковая тема — я понимал, что это потребует огромных, масштабных усилий. Но были три причины, которые склонили меня к съемкам.
Первая — повесть «Танкист» петербургского писателя Ильи Бояшова, которая мне очень понравилась неожиданным и необычным сюжетом, позволяющим взглянуть на войну с какого-то нового ракурса. Вторая причина — мне давно хотелось сделать военную картину, ведь военное кино — это такая отдельная режиссура. Я много картин снял, есть среди них и постановочные, масштабные, но я никогда не снимал военные картины, батальные сцены, тем более танковые, в них есть своя специфика, мне очень хотелось попробовать еще и это. Кстати, я служил в танковой дивизии, но это ничего не значит, это разные вещи…
И третья причина, не менее важная: мой отец прошел всю войну, в 18 лет был призван и в 21 год закончил войну ветераном. Странное сочетание «ветеран в 21 год», но так все и было. Отец начинал войну в Севастополе, прошел Белоруссию, Литву, закончил войну в Кенигсберге, участвовал в штурме. И для меня «Белый тигр» — еще и определенная дань памяти моего отца и всех его товарищей, которые выиграли Великую Отечественную, одержали замечательную победу, за которую мы все им благодарны. Когда эти три причины сошлись, я отложил все остальные дела и взялся за «Белого тигра».
Любовь к хорошим сценам
— Ваша фильмография насчитывает 17 картин. Какой свой фильм вы вспоминаете чаще остальных?
— Для зрителя фильм — это полтора-два часа времени, которое он тратит зря или считает, что не зря, если ему картина нравится. А для режиссера, продюсера, сценариста — это полтора-два, а то и три-четыре года работы. Пока ты пишешь сценарий, пока находишь тему, пока снимаешь кино. Я некоторые свои фильмы сопрягаю с жизнью: когда я делал эту картину — я женился, когда работал над этой — развелся, когда возникла идея — опять женился, тут у меня дочь родилась, а вот во время съемок этого фильма у меня сын родился. Для меня фильмы — части моей жизни, поэтому, честно говоря, я не берусь выделить какую-то картину. Это все равно что часть своей жизни я должен выкинуть. Скорей сейчас оцениваю даже не свои фильмы, а какие-то сцены, которые, считаю, мне удались или не удались…
Феллини очень правильно сказал, что «в хорошем кино должны быть четыре хорошие сцены». Потому что на самом деле, если всерьез посмотреть, то очень сложно сделать хорошую сцену. Есть фильмы, в которых нет ни одной хорошей сцены, есть фильмы, в которых есть одна-две хорошие сцены. И я их чаще всего вспоминаю.
— Вы упомянули своих детей. Они пошли по вашим кинематографическим стопам?
— Старший сын — да, собирается. Он занимается режиссурой, а младший в школе учится и пока больше футбола ничего особенного и не видит.
— Возвращаясь к названию вашего фильма, с которого началась история Выборгского фестиваля, хочу спросить: а какие сны вам сейчас снятся?
— Недавно приснилось, что мы на Олимпиаде выиграли, но это был только сон (улыбается). Я ведь вырос в стране, для которой второе место на Олимпийских играх было провалом, поэтому у меня возникает чувство досады, что нынче мы так радуемся четвертому общекомандному месту России в Лондоне…
Где песни, что западали в душу?
— В свое время вы сняли замечательные музыкальные картины «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх»… Не хотите взяться за старое и сделать киномюзикл?
— Я бы с удовольствием снял музыкальное кино. Но, согласитесь, для того чтобы получилось хорошее музыкальное кино, нужно иметь хорошую музыку, а у меня нет ощущения, что сегодня в России музыкальная культура такая, на основе которой можно снимать достойное музыкальное кино. Может быть, я не прав, но я как-то задумался: что-то у нас даже шлягеров нет в последнее время! Таких шлягеров, которые бы любила и напевала вся страна. А раньше не переводились песни, которые западали в душу. Нельзя же все время делать музыкальное кино на основе джаза. Хотя я не оставляю мысли, что однажды в дверь моего кабинета войдет молодой композитор с такой музыкой, которая заставит меня вновь загореться желанием снимать мюзикл.
ДОСЬЕ
Карен Георгиевич Шахназаров родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. В 1975 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Игоря Таланкина. Дебютировал в кино картиной «Добряки» в 1980м, в том же году по его сценарию была поставлена лирическая комедия «Дамы приглашают кавалеров».
Вышедший в 1983 году музыкальный фильм «Мы из джаза», по опросу читателей журнала «Советский экран», был назван лучшим фильмом года и удостоен нескольких международных призов.
С 1998 года Карен Георгиевич — генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», с 2008 года — член попечительского совета Высшей школы телевидения МГУ. Член Общественной палаты Российской Федерации.
Имеет троих детей — дочь Анну и двух сыновей, Ивана и Василия.
Метки: Кинозал Гость «Вечёрки»
Важно: Правила перепоста материалов