Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

Карл великий и ужасный

180 лет назад была написана картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

 

«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

Кумиры падают!»


Эти стихи Пушкин написал, вернувшись с выставки, где миру впервые явилась грандиозная картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Наверное, ни одна картина не вызывала такой реакции: не было человека в городе, который не стремился бы ее увидеть. Все, что происходило в стране, что жило в сердцах и умах — все было в этом полотне. «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день» — это написал уже другой поэт, Евгений Боратынской. Современники назвали Брюллова «Великим Карлом».

Великий — это очень точно. Потому что в продолжении всех этих 180 лет значение и популярность полотна только крепнет. Как бы сейчас сказали, его «рейтинг всегда на высоте». Ни один посетитель — от ребенка до старика — не пройдет мимо этой картины.

«...Я не помню точно, какой это был день, но февральская революция уже свершилась, и везде чувствовался революционный дух. Шли толпы солдат с расхлястанными шинелями — то есть без хлястиков. Фуражки на затылок — так никто в мире фуражек не носил, только в России. И вот в этот период, когда Невский был заплеван семечками и всякие торгаши толпились на Невском, мы с отцом пришли в Русский музей. А в Русском музее был полный порядок. Швейцар стоял у дверей, великолепный старик… Мы вошли… Помню эту грандиозную лестницу вверх, а потом огромные картины: «Поклонение Медному змию» и «Последний день Помпеи». И на фоне этих грандиозных картин особенно грандиозными казались события февральской революции. Да, да, они были грандиозны — ведь рушилась империя! Это было печально, это было страшно», — так вспоминал свое первое «прочтение» картины Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Наверное, у каждого из наших читателей также найдутся свои воспоминания и представления о великой картине. Напишите нам о них!

Конкурс

Ну а для всех любителей участвовать в состязаниях продолжаем наш конкурс. Связан он также с именем «великого Карла», который, будучи студентом, получил задание написать фигуру полулежащего юноши, наклонившегося над водой (академический этюд, ставший в результате картиной «Нарцисс»). Брюллов попытался изобразить то, что было задано в строго академических нормах, однако остался недоволен и решил попробовать написать фигуру в окружении пейзажа. А для этого отправился в один из городских садов. В какой?

1) Летний сад,

2) Строгановский сад на Черной речке,

3) Юсуповский сад.

Победители нашего конкурса смогут также окунуться в красоты как естественной природы, так и рукотворной — на VI Международном фестивале «Императорские сады России», который пройдет с 7 по 16 июня в Михайловском саду Русского музея. Ведь наградой им будет приглашение на торжественное открытие фестиваля.

А теперь правильный ответ на предыдущий вопрос нашего конкурса:

Бюст Ленина и картины на революционные темы «поселили» после 1917 года в Зимнем саду Мраморного дворца. Мы благодарим всех участников нашего конкурса и просим присылать ответы на электронный адрес arsenevaz@mail.ru.

 

↑ Наверх