Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Карма-бизнес

Молодой предприниматель Виталий Терлюк стал лауреатом Молодежной премии правительства Петербурга в области информационных технологий

 

Молодой предприниматель Виталий Терлюк стал лауреатом Молодежной премии правительства Петербурга в области информационных технологий

Я пытаюсь понять, что за человек говорит со мной. А он рассказывает больше о своем деле, чем о себе, — уверенно и привычно, как на какой-нибудь презентации: видимо, бизнес развивает ораторские способности. А еще — некую инстинктивную скрытность, как у Штирлица. То, что я слышу, — нормальная такая история успеха. Ну, не как у Марка Цукерберга, конечно, но куда-то в ту же сторону. Виталий закончил Финэк, вместе с двумя друзьями открыл совместное дело: начали разрабатывать программу — базу данных. В 2008-м нашли первых клиентов. Сначала их было пятнадцать. На следующий год — около сорока. Сейчас — более ста. К концу года, говорит Виталий, фирма планирует дорастить это число до пятисот. 

— Теперь у нас ежедневно появляются два новых клиента. Среди них, например,  Этнографический музей, для которого мы создали систему каталогизации объектов.  

— И вашу компанию действительно можно назвать одной из самых финансово успешных? 

— Ну да, это правда. Мы кроме молодежной премии получали и другие награды. Номинировались на независимую премию «Газель бизнеса», которая вручается компаниям, бурно растущим в течение трех лет. Нас уже очень зазывают в Москву. Но пока об этом рано думать: и местный рынок не охвачен. 

— А с самого начала отправиться в Москву не думали? Там все-таки деньги побольше… 

— Но там и конкуренция жестче. Сунь-Цзы писал, что, прежде чем брать большие города, полководец сначала должен укрепиться в деревне... 

— Петербург у вас деревня, получается? (Я оскорбляюсь.)

— С точки зрения Москвы — Петербург, конечно, деревня. А для нас развиваться имеет смысл только в Петербурге. Остальные города абсолютно бесперспективны. Там просто нет таких денег.

— А кризис сильно ударил по вашим клиентам? 

— Разумеется. Но многие выстояли... Мы сказали им: «Ребята, вы тратите много времени на то и на это; не проще ли все это объединить и не держать десять человек, чтоб со всем этим управляться?» Автоматизация бизнеса называется. 

Но хорошо ли это по-человечески, думаю я... Впрочем, Виталий рассказывает, что его знакомые потом радовались — мол, оказывается, было четыре юриста: сам юрист, помощник юриста, помощник помощника и помощник помощника помощника, когда нужен был один — максимум двое и темпы работы оставались прежними. 

— Я так понимаю, что в бизнесе сантименты по поводу людей неуместны?

— Ну, в кризис в любом случае многие теряли места...

— Наверное, чем дальше развивается компания — тем меньше остается свободного времени?

— Да, время почти все на бизнес и уходит. Нужно обучать людей, вести переговоры, утверждать бизнес-план, изучать рынок... 

— На какие-то хобби остается все-таки время? 

— Если можно сказать, что йога — это хобби. Карма-йога. И еще Бхакти Йога. Это не только физические упражнения — она включает в себя и философию, и практику.  

Я немедленно лезу в Интернет и выясняю, что основной смысл карма-йоги состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к богу (бхакти). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов. Неплохая философия для бизнесмена...

— ...Раз в год я стараюсь выехать в Индию, — продолжает Виталий. — Очень люблю Гималаи: это лучшее место для духовного отдыха. Мне еще в детстве посчастливилось объехать почти весь мир. Но с Индией ничего не сравнится, по-моему. Там есть места, намоленные в течение десятков тысяч лет. Я видел людей из правоохранительных органов, из силовых структур — которые там полностью менялись. 

— А вы? 

— А я, когда поехал туда, уже был вегетарианцем и не пил алкоголя. 

— И многие деловые люди... вот так же, как вы? 

— Более того. Я знаю крупных бизнесменов, которые сидят на праническом питании, то есть ничего не едят, питаются одним светом. А один мой знакомый предоставил своим сотрудникам возможность в течение рабочего дня позаниматься йогой в специальном зале. 

— Вот эта индийская духовность, отрешенность — она разве сочетается с деловым подходом к жизни, с меркантильными интересами? Вам не приходится ее «выключать» во время бизнеса? 

— Есть такие бизнесмены, которые не поступятся ничем ради своей выгоды — «цель оправдывает средства». Вот их дело сначала живет, а потом почему-то разваливается. У других есть за душой что-то еще. И у них бизнес развивается и процветает. Значит, должен быть какой-то настоящий мотив, какая-то идеология. 

 

Беседовал Федор ДУБШАН
↑ Наверх