Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Картины Русского музея получили световую симфонию

В Михайловском дворце завершили реставрацию и реконструкцию 11 залов первого этажа, где в былые времена располагались покои великого князя Михаила Павловича

Журналистов в музей пригласили в выходной день, так что можно было вволю полюбоваться знакомыми со школьных времен картинами русских художников второй половины XIX века. «Будто в детство вернулись!» — говорили многие коллеги.

Впрочем, знакомые картины выглядят сейчас по-иному. В нескольких залах, окна которых выходят на север, всегда было темновато. Многие картины, особенно в пасмурные дни, были похожи на «печные заслонки», сложно было разглядеть детали, оценить колорит, светотеневую моделировку и другие нюансы живописи. То ли дело сейчас, когда в пяти залах установлена точечная светодиодная система освещения. Под самым потолком словно вьется светящаяся лента. Кроме того, там закреплены лампы, которые можно направлять на картины, заливая их потоком света. В новом освещении есть нечто театральное. Картины, многие из которых тоже были отреставрированы, выглядят сияющими. 

Силу света можно регулировать, то уменьшая, то увеличивая. Получается этакая световая симфония, в которой каждой картине отведена своя партия. 

По словам Владимира Леняшина, заведующего отделом русской живописи второй половины XIX — начала XXI веков, каждой картине нужно индивидуальное освещение: какой-то — прямой свет, другой — боковой. Обычно, делая экспозицию, бывает сложно достичь совершенства. Но новая система освещения позволяет представить все полотна в наиболее выигрышном свете.

Сотрудники музея перед открытием залов (с 18-го по 28-й) поменяли экспозицию. «Возможно, это небольшие изменения, но для нас они существенны и важны», — заметил Владимир Алексеевич. 

Например, в монографическом зале Василия Верещагина кроме известных его военных картин вроде трагической «Шипка-Шейново», в которой на засыпанной снегом, промерзшей земле лежат трупы русских и турецких солдат, представлены работы из русской серии. Картины «Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского» (1888) и «Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского» (1888) показываются впервые. Также выставлены некоторые картины из знаменитой японской серии Верещагина — «Шинтоистский храм в Никко»(1904) и «Прогулка в лодке» (1903 — 1904).

Одна из главных сенсаций — зал №28, где раньше экспонировались картины Константина Маковского. Сейчас там лишь несколько его работ, в том числе «Петербургский дворик» и «Вдовушка», которые ранее находились в запасниках. К ним добавились три полотна Марии Башкирцевой — удивительно одаренной художницы, умершей совсем молодой. Это «Молодая женщина с букетом сирени» (1881) и «Портрет молодой женщины» (1881), которые ранее никогда не присутствовали в постоянной экспозиции, и самая знаменитая ее картина «Девушка с зонтиком» (1883). 

Картины Марии Башкирцевой

***

✓ Реставрация одиннадцати залов Михайловского дворца длилась полтора года. 

✓ Отреставрировали живопись потолочных плафонов, выполненных в технике гризайль и полихромной темперно-клеевой живописи, лепные карнизы, воссоздали дубовый паркет.

✓ Общая стоимость работ составила 43,7 млн. рублей, в том числе реставрация живописи — 13,7 млн. рублей. 

↑ Наверх