Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Город 10 лет не может достойно принять коллекцию Вячеслава Чеботаря

А вот выгнать его из мастерской в Апраксином дворе готовы с легкостью — это же не гастарбайтеры!

Чуть более 10 лет назад, к 300-летию Санкт-Петербурга, художник и скульптор Вячеслав Чеботарь, известный своими монументальными полотнами: «Сверхкартина. Покаяние и Единение» (живописная площадь сюжетно и композиционно связанных картин — около 2 тысяч кв. м!), триптих «Божественная литургия», пентаптих «Гроб Господень» и великолепными скульптурными работами, решил сделать городу подарок - безвозмездно, то есть даром отдал для будущего музея-коллекции две тысячи своих произведений. А выдающиеся деятели Петербурга, среди которых были кинорежиссер Игорь Масленников, писатель Яков Гордин, духовные лица — настоятель Казанского собора Павел Красноцветов и наместник Александро-Невской лавры Назарий, здравствовавшие в то время почетные граждане Санкт-Петербурга академик Наталья Бехтерева и композитор Андрей Петров и другие поддержали художника и направили обращение на имя президента с просьбой включить произведения искусства в Музейный фонд РФ и предоставить под коллекцию помещение. Подобное обращение было направлено и в адрес городских властей, но город не дал добро на создание нового музея: городские чиновники отказались от подарка, решив, что это слишком накладно.


С тех пор много воды утекло — Петербург отпраздновал уже 310-летие, а обещанного музея-коллекции как не было, так и нет. И вот опять тема создания современного музея возникла на открытии персональной выставки Вячеслава Чеботаря в Музейно-выставочном центре «Петербургский художник» (набережная р. Мойки, 100), которая приурочена к 40-летию творческой деятельности и, добавим, — к его личному юбилею (в феврале художник отметил 55-летие).

На выставке около сотни картин, есть и скульптурные работы мастера - все они достойны войти в экспозицию будущего музея-коллекции. Есть там и картины из монументально-живописных серий: «Мы строим БАМ», «Память», «Сверхкартина. Покаяние и Единение», «Божественная литургия. Афон», есть и полотна из пентаптиха «Гроб Господень. Иерусалим», который выставлялся прошлым летом в Балтийском медиа-центре, а затем на Красной площади в Москве. Здесь можно увидеть и серию бронзовых скульптур, куда вошли модель для надгробия царской семьи НиколаяII, модель памятника Андрею Первозванному и варианты бронзовых архитектурных моделей собора-мемориала «Покаяние и Единение».

Выставка продлится до 27 мая, как раз когда Петербург станет праздновать очередной, 311-й, день рождения. И было бы логично для подаренных городу работ найти помещение. Но пока городские власти занимают прямо противоположную позицию — они с легкостью лишают художника мастерской в Апраксином дворе, где при выселении варварским способом была разрушена модель памятника Андрею Первозванному. Там до сих пор идет молитвенное стояние: верующие надеются, что на художника прекратят гонения и предоставят возможность и дальше радовать своими работами. А новая мастерская на Лиговском проспекте, выделенная Вячеславу Чеботарю взамен старой, находится в аварийном состоянии, и хранить там картины и скульптуры — только портить их. 

Казалось бы, автор давно должен был обидеться на власти предержащие и не дарить никаких своих работ, которые с радостью примут в других странах — Греции, Германии, например. Но художник понимает, что чиновники приходят и уходят, а Искусство остается. Кстати, в конце февраля состоялся круглый стол, посвященный творчеству Вячеслава Чеботаря и судьбе коллекции его картин, переданных в дар Санкт-Петербургу в 2003 году. В перспективе - научная конференция, где помимо искусствоведческих проблем займутся и проблемой подбора помещений для подаренных работ. 

«Я ищу единомышленников для совместного решения проблемы и приглашаю сотрудников музея принять участие в дискуссии. Может быть, мы вместе решим проблему размещения подарков?» — надеется Вячеслав Чеботарь. 

Но, похоже, художнику, подарившему свои работы городу, придется самому заботиться об их размещении, следуя принципу: сам написал, сам и пристраивай... 

↑ Наверх