Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Каспар Кениг: На «Манифесте-10» не будет дешевых провокаций, интересных желтой прессе!

Крупнейшее европейское биеннале-2014 состоится в Эрмитаже

Михаил Пиотровский сказал, что в будущем году, а 2014 год — юбилейный для Эрмитажа, ему исполняется 250 лет, крупнейшее биеннале современного искусства «Манифеста-10» пройдет в нашем музее — отчасти в Главном штабе, отчасти в Зимнем дворце.

Это будет важное событие не только для Эрмитажа, но и для Петербурга.

Дмитрий Озерков, заведующий сектором современного искусства Государственного Эрмитажа, представил Каспара Кенига как известного и авторитетного во всем мире искусства куратора, прославившегося многими громкими и оригинальными проектами.

Он вел такие проекты, как «Westkunst» в 1981 году в Кельне, «Два месяца нового современного искусства» в Дюссельдорфе, «Der zerbrochene Spiegel» в Вене и Гамбурге… С 2000 по 2012 год Кениг был директором кельнского Музея Людвига, одного из лучших музеев современного искусства. В настоящее время живет и работает в Берлине.

15 августа 2013 года в Государственном Эрмитаже состоялось подписание кураторского контракта между Каспаром Кенигом и нашим музеем, который станет главной выставочной площадкой «Манифесты-10».

По словам Каспара Кенига, «Манифеста», которой в 2014 году исполнится 20 лет, станет частью празднования программы 250-летия Эрмитажа. Куратор выразился весьма романтично: «Произведениям современного искусства и шедеврам старых мастеров предстоит вместе кружить в танце…»

«Когда я получил предложение возглавить «Манифесту» в Петербурге, я недолго раздумывал. Мне стало интересно. Я дал положительный ответ организаторам, но поставил условие, что мне будет предоставлена свобода отбирать те проекты, которые мне представляются актуальными и интересными. Пока я отобрал 43 художника. Возможно, в Петербурге многие работы увидят впервые. И их можно изучить всесторонне, ведь они будут находиться в Петербурге 4 месяца», — рассказал г-н Кениг и добавил, что ему будут интересны и критические замечания. Он никогда не обижается не критику, если она конструктивная.

«Ну а потом мы уедем, но я полагаю, что мы останемся как некий дух. Ведь в нашем мире реальны не только вещи, которые присутствуют материально, во плоти, но и призрачно, виртуально, духовно», — выразил надежду остаться в Петербурге навечно куратор биеннале.

«Манифеста» постоянно разъезжает по миру, по словам г-на Кенига, с современным искусством уже знакомились жители Амстердама, Люксембурга, Любляны. Теперь вот пришел черед Петербурга — города такой удивительной красоты и истории.

На вопросы, не считает ли Каспар Кениг, что в мире, а в Петербурге особенно, не так уж много любителей современного искусства и уверен ли он, что «Манифеста» будет пользоваться успехом у публики (особенно в Главном штабе, ведь в Эрмитаже можно хотя бы утешиться от неприятного впечатления от непонимания актуального искусства, посмотрев часы «Павлин»), г-н Кениг ответил, что главное для него — не количество публики, а качество. «Для нас куда важнее качество, просто количество посетителей — не наша цель!»

На биеннале будет и российская часть. В частности, дал согласие участвовать известный художник Павел Пепперштейн. Будут выставлены и работы Тимура Новикова, и недавно трагически погибшего Владислава Мамышева-Монро.

На вопрос корреспондента «ВП», будут ли на биеннале провокационные работы, такие, например, как произведения братьев Чепмэн, чья выставка вызвала скандал в Петербурге, г-н Кениг ответил:

— Вы должны понимать, что любая независимая позиция художника может являться провокационной с чьей-либо точки зрения. Провокация — часть современной культуры. Любой художник имеет право свободно и независимо от мнения большинства выражать свои взгляды на мир, на общество, на то, что его волнует. Но могу вам обещать, что на выставке не будет дешевых провокаций — тех, которыми питаются желтые газеты. Художник должен быть в курсе всего, что происходит в мире, что сообщают СМИ, ТВ, Интернет, но он должен быть индивидуальностью, подвергать все сомнению, самостоятельно мыслить. И он должен делать это бесстрашно. Художнику нельзя бояться.

↑ Наверх