Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 24 декабря 2024

Казань готовится к Универсиаде

Местный бизнес взялся за восстановление исторического центра

 

Казань олимпийскими темпами готовится к Универсиаде. Когда пару лет назад столицу Татарстана оценили с точки зрения привлекательности для гостей «студенческой Олимпиады», пришли в ужас: от старой, купеческой Казани практически ничего не осталось. Многое пошло под снос во время реализации программы по расселению ветхого жилья, что-то разрушилось без посторонней помощи. На иные здания, представляющие историческую и архитектурную ценность, не посягали даже лица без определенного места жительства.

К Универсиаде облик столицы Татарстана должен преобразиться

Тогда-то и вспомнили о том, как первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев сумел привлечь частный капитал для реставрации Казанского кремля, а затем воссоздания древних городищ Болгара и Свияжска. Правда, в этот раз полагаться на сверхурожай зерновых не стали и предложили заняться реставрацией местным бизнесменам. Не на общественных началах, конечно, но и особых преференций никому не обещали. Бизнесмены, как ни странно, пошли навстречу, и теперь в центре Казани глаз туриста или обычного горожанина периодически натыкается на руины, покрытые строительной сеткой. От некоторых остались разве что фрагменты фасада. Питерский дом Рогова, снесенный владельцем под предлогом «аварийности», выглядел новостроем по сравнению, допустим, со зданием на Чернышевского, 28, в Казани. Но инвестор обещает к Универсиаде не только завершить воссоздание фасада, но и благоустроить прилегающую к нему территорию. И Питеру, и всей России есть чему поучиться.

Чтобы эту церковь было видно отовсюду, пришлось серьезно поработать над проектом

Собственно, с этой целью в здании Казанской ратуши и прошла конференция «Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент сохранения объектов культурного наследия России». Представитель группы компаний, взявшейся за реставрацию сразу 26 исторических объектов, Алексей Семин, первые лица республики и города, а также реставраторы из России и даже Италии обсуждали, как «уникальный опыт, накопленный в Татарстане за последние два года», можно применить в нашей стране. Ведь всем понятно: без авторитета Шаймиева и политической воли Минниханова, который в ручном режиме контролирует ход реставрационных работ, добиться такого эффекта нереально.

Реставраторы обещают восстановить даже такие объекты

Семин вспоминал Францию. Там, по его словам, даже на фоне угрозы повышения налога на роскошь до заоблачных 70% никто не требует включить в перечень имущества предметы антиквариата. Да и российские олигархи, обосновавшиеся в Великобритании, по той же причине оказались богаче королевы Елизаветы II.

— Я никак раньше не мог понять, почему у нас Абрамович богаче Елизаветы II. Ведь у нее — такие дворцы. Но это все не учитывается, поскольку все ее состояние — это объекты культурного наследия, которые исключены из налогооблагаемой базы, — отметил инвестор.

Вот и пришли участники конференции к выводу: российское законодательство нужно менять. Если, конечно, государство хочет сохранить те объекты культурного наследия, которые еще не уступили место современным отелям и бизнес-центрам из стекла и бетона. Решить эту проблему за счет только государственных средств, увы, уже не получается.

В историческом центре Казани фасады многих зданий скрыты за строительной пленкой

 

Ирина Васильева, корреспондент БалтИнфо, специально для «Вечернего Петербурга». Фото автора
↑ Наверх