Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 24 декабря 2024

Хайдайвинг: бороться со страхом высоты каждый раз

Корреспонденту «ВП» презентовали новый вид спорта

Фото: kazan2015

Хотя формально хайдайвинг был включен в программу барселонского чемпионата мира два года назад, в Казани эта дисциплина в рамках мундиаля дебютировала официально — наряду с командными прыжками в воду с вышки и со смешанными эстафетами в плавании.

Вот уж зрелище, которое щекочет нервы: атлеты взбираются на специально возведенную платформу — и ныряют в воду с высоты шести-восьмиэтажного жилого дома!

В Казанке — есть такая речка, которая в Волгу впадает, — к мундиалю даже специально углубляли дно: в месте, где разыгрывались медали по хайдайвингу, она составила 8 метров. Впрочем, эксперты, которые следили за соревнованиями, все равно предложили в будущем записать в положении пункт: к мужским турнирам допускать только отцов не менее чем двух детей — а вдруг, как в песенке, «не тем ударится о воду, дурачок»? Тем паче что летят они туда со скоростью примерно 85 километров в час, а напряжение на тело, которое атлеты испытывают, составляет 3g — что сопоставимо с перегрузками космонавтов при возвращении в земную атмосферу. А последние 19 метров прыгуны летят примерно полсекунды. Многие из них натягивают на себя по несколько плавок, потому что одни трусы банально могут лопнуть.

Внизу тем временем дежурили трое аквалангистов в черных гидрокостюмах, напоминавшие глубоководных ихтиандров.

Впрочем, люди попадают в экстремальные прыжки отнюдь не с улицы. Как выяснил корреспондент «ВП», приходят туда преимущественно бывшие гимнасты и легкоатлеты. Названия ряда фигур в хайдайвинге даже заимствованы из гимнастики. Хватает, разумеется, и тех, кто начинал свою карьеру с дайвинга. Но это — прыжковая элита. Профессионалы, выступающие в шоу, получающие за свой страх и риск большие гонорары.

Мексиканец Джонатан Паредез, занявший на мундиале в Казани второе место, заявил корреспонденту «ВП»: в его стране хайдайвинг — второй по статусу вид спорта, сразу же после футбола.

— Конечно, наши заработки несопоставимы с теми доходами, которые получают футболисты. Я обычный спортсмен — наша дисциплина такая же, как и все остальные, — развел руки Паредез. — Однако правительство нашей страны действительно поддерживает эту дисциплину. Я как медалист чемпионата мира в Барселоне получил субсидию на тренировки. И теперь, с учетом того что в Казани выступил не хуже, тоже ее получу.

Несмотря на то что в экстремальных прыжках выступает элита, свысока на прочих дайверов участники турнира не смотрят. Во всяком случае, об этом заявил корреспонденту «ВП» россиянин Артем Сильченко. Хотя традиционные поклоны чемпиону на призовом подиуме — словно султану — здесь почти обязательны.

— Каждый атлет, чемпион по-своему уникален, — уверил Артем Сильченко. — Мы не камикадзе: стараемся просчитать все свои действия на платформе, чтобы не получить травм.

Однако полностью избежать этого риска хайдайверам не удается. Украинка Диана Томилина в Казани снялась с турнира — после того как приводнилась плашмя. А Яна Нестерова из Белоруссии повредила шею: на соревнованиях выступала в корсете.

— Знаете, я слышала полушутейную историю о том, как одна девушка-хайдайверша хвалилась: мол, «разве наш вид спорта страшен — в детстве мама для меня была опаснее, поскольку контролировала каждый мой шаг», — призналась автору чемпионка мира Рэйчел Симпсон из США. — Если серьезно, я боюсь всякий раз, когда поднимаюсь на платформу. Просто хайдайвинг — еще и выброс адреналина. И я горжусь собой, потому что переступаю через этот свой страх. Ради прыжков я занимаюсь йогой — дыхательные практики помогают лучше сфокусироваться на прыжке. Еще перед соревнованиями обычно ем много калорийных фруктов, ибо это тоже помогает. Ну а травмы, которые у нас случаются, преимущественно вызваны температурой воды, особенно если на воздухе холодно.

Рэйчел Симпсон замужем уже почти 7 лет, ее супруг — наставник подруги Сесилии Карлтон. Родители новой чемпионки — тренеры по гимнастике и одобряют увлечение дочери.

Ну а серебряный призер чемпионата мира американка Сесилия Карлтон добавила корреспонденту «ВП»: когда она не прыгает, то даже не живет. Хотя еще недавно испытывала боязнь высоты.

— В последнее время соревнований по хайдайвингу стало значительно больше, и страх отступил. Кроме того, я выступаю в различных дайв-шоу, что тоже помогает ментально настроиться, — пояснила спортсменка. — В частности, это перформанс «Город, где сбываются мечты» в Макао. Я тоже замужем, супруг — тренер по хайдайвингу. А мои родители — мои самые большие фанаты.

— А я всегда был на высоте: помню, зашел на вышку в 10 лет и уже начал контролировать свой страх, — добавил англичанин Гэри Хант, чемпион мира у мужчин. — И через год-другой стал прыгать с 27 метров.

↑ Наверх