Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Халли и Висти идут на поправку

В Репино работает Центр реабилитации морских млекопитающих, где выкармливают и выхаживают попавших в беду животных

Под Петербургом на базе «Водоканала» открылся Центр реабилитации тюленей. Сюда попадают больные и беспомощные ластоногие, которых находят люди (чаще всего это отбившиеся детеныши). Сейчас здесь содержатся трое пациентов: ладожская кольчатая нерпа и двое серых балтийских тюленят. Всем им не больше двух месяцев от роду. Все попали сюда в крайне истощенном состоянии. Все, благо, преодолели критический порог болезни и идут на поправку.

О том, что это не веселый дельфинарий, где тюлени резвятся с мячами, понимаешь сразу, как только попадаешь внутрь. Животные лежат в изолированных друг от друга пластмассовых ваннах без воды. На посторонние шумы и запахи реагируют болезненно — рычат или прячутся. Большую часть времени спят, уткнувшись носами в углы своих домов…

Детеныша нерпы нашли на Ладожском озере в конце марта. Люди ехали на снегоходах и вдруг заметили на белом льду черный комочек, над которым кружила стая ворон. Подъехали, отогнали птиц, обнаружили раненого зверька. Снова сели на машины и обследовали территорию вокруг — может, есть лунка, или мать где-то рядом? Ничего. Вернулись обратно. Щенок скулил, перебирая поклеванными ластами, глядя на людей большими влажными глазами. Набрали телефон МЧС. Там соединили с центром реабилитации. И спустя час на место прибыли специалисты-ветеринары. Помимо повреждения лап у нерпы зафиксировали обширное бельмо на глазу и дистрофию.

Истории двух балтийских найденышей не слишком отличаются от злоключений ладожского собрата. Крохотную самку заметили 11 апреля в Лужской губе матросы ледокольного буксира «Садко». Выбор был — или идти дальше, но тогда от морского обитателя останется только мокрое место, или звонить спасателям. В ту же ночь у рифов Халликарти, несколькими километрами севернее, почти на самом берегу местный житель обнаружил другого тюлененка: он хрипел и звал на помощь, а увидев человека, завыл и закричал во всё горло. И в том, и в другом, и в третьем случае причиной отрыва детенышей от матерей стали сильные штормы. Щенят просто унесло на отколовшихся льдинах, и несколько дней они, зовя на помощь, ползли по снегу в одиночестве.

— У всех тюленей (нерпа — вид тюленя. — Прим. авт.) был критический недостаток веса, — рассказал корреспонденту «ВП» руководитель Центра реабилитации ластоногих Вячеслав Алексеев. — Серые тюленята весили 10 — 11 килограммов вместо положенных 40. Нерпа — 10 вместо 20. Не всегда при таких потерях удается спасти зверей. Первое время мы держали их исключительно в сухом тепле. Кормили через зонд специальным супом из рыбного фарша и регидрона. Лечили антибиотиками.

Сейчас, по словам ветеринара, кормежка идет уже цельной рыбой: животные научились ее хватать и проглатывать. Нерпа ест салаку, тюлени — норвежскую селедку. Жить они продолжают «на суше», но нерпу периодически выпускают поплавать в бассейн. Бельмо на ее глазу уменьшилось втрое, раненые ласты заживают.

Тюлени тоже оклемались, особенно самка. После каждого обеда она заваливается на спину, улыбается во все три десятка острых зубов, бьет ластами и вертится на месте: показатель того, что настроение у нее отличное. Другим индикатором являются мокрые «очки» вокруг глаз из натуральной слезы: чем они больше, тем правильнее баланс в организме (при обнаружении тюленят на льду таких «очков» у них не было совсем).

— Есть положительные изменения и в поведении, — заметил Вячеслав Алексеев. — Нерпа в первые недели пребывания в центре, если чувствовала дискомфорт, забивалась в угол ванны. Сейчас ведет себя более адекватно — шипит и норовит укусить: кусаются они, кстати, очень сильно. Тюлени, как более дружелюбные животные, стали требовать ласки и проситься играть. Идти на поводу у них нельзя — они быстро привыкают к человеку и отождествляют его с заботой и помощью. В натуральных условиях это может выйти боком.

Когда стало ясно, что животные будут жить, сотрудники центра дали им имена. Нерпу назвали Мёкериккё III, тюленей — Халли и Висти (по названиям географических точек, рядом с которыми их нашли). После прохождения необходимого курса лечения, зверей огородят ширмами, чтобы они уже не видели человека. И в течение недели-двух будут приучать к предстоящей самостоятельной жизни. В начале июня всех троих выпустят на волю.

Центр реабилитации ластоногих в Репино — единственный на Северо-Западе и один из двух в России (еще один находится на Дальнем Востоке). Дефицит такой, казалось бы, востребованной деятельности объясняется отсутствием целенаправленной государственной программы, а значит, и профильных специалистов. Поэтому занимаются этим только энтузиасты. Примечательно, что в Германии и США таких центров — десятки. А в Финляндии, где ничего подобного нет, проблему решают с помощью волонтеров: они следят за местами обитания нерп, поддерживают натуральные природные условия, и знают, что называется, каждую нерпу «в лицо».

Работники Репинского центра реабилитации — это всего два человека. Ветеринар Вячеслав Алексеев и зоолог Елена Андриевская. В 2007 году они в собственной квартире организовали первый такой приют, где целый год выхаживали нерпу по имени Малышка. Потом переехали на базу в Ленинградский зоопарк, где сумели вылечить около 20 больных ластоногих. И вот в этом году перебрались на площадку «Водоканала», который предоставил для этого отдельное большое помещение с несколькими комнатами.

— Это место удобно тем, что больных животных здесь можно держать изолировано от людей, посетителей, — рассказала «ВП» Елена Андриевская. — Чтобы они отдыхали, набирались сил, а не испытывали постоянную тревогу и напряжение. Большой плюс, что нет других животных. Одновременно тут могут содержаться до пяти животных.

Все ластоногие обитатели местных акваторий — серый тюлень, балтийская и ладожская нерпы — находятся в Красной книге России и признаны исчезающими. А балтийской нерпы в Финском заливе осталось всего-навсего 200 особей.

Справка «ВП»

Если вы обнаружили попавших в беду детенышей тюленей, сообщайте об этом в Центр реабилитации ластоногих по телефону 699-23-99. До приезда специалистов животных не нужно трогать и оказывать самостоятельную помощь.

Фоторепортаж из Центра реабилитации тюленей смотрите по ссылке.

↑ Наверх