Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Хлеб был, революция протекала бескровно

95 лет назад совершилась Февральская революция. «Вечерний Петербург» выяснял, что осталось в нашем городе от тех дней...

Напомним, 95 лет назад в России рухнула монархия и на десятилетия вперед было запущено «красное колесо» террора. Современники встретили событие с чувством глубокого удовлетворения — если верить страницам столичных газет.

Свергли «немца»
Не ищите в архивах либо под старыми обоями коммуналок газетные страницы с кричащими заголовками «Самодержавие пало». В дни мартовских событий (по новому стилю революция пришлась на март, а не на февраль) события развивались столь стремительно, что газеты отменили свой выход: все равно не поспевали за событиями. Если были такие страницы в фильмах — они выдумка кинематографистов.

Газеты в городе начали выходить только с 14 марта — через пару дней после вооруженного восстания 11 — 12 марта, или 26 — 27 февраля, которые мы и отмечаем по старому стилю как даты Февральской буржуазно-демократической революции. Но тогда эту революцию расценивали как «свержение немецкого засилья» — опостылевшей народу династии Романовых, «в течение двух столетий продававших Россию немцам оптом и в розницу». Наши прапрадедушки вошли в революцию с ожесточением к длящейся третий год войне с Германией — или с «немцем», «гансами», как говорили тогда и в народе, и в верхах.

Нет хлеба? Сами виноваты
Со школы знаем, что волнения в столице начались с острейшего продовольственного кризиса, с рабочих окраин. Стачка, вспыхнувшая 17 февраля 1917 года на Путиловском заводе, подожгла бикфордов шнур пороховой бочки, и 24 февраля бастовали уже 200 тысяч рабочих — они шли с окраин в центр, на Невский проспект, требуя хлеба.

А что в газетах?  Заголовки «Петроград обеспечен хлебом. Опасения о недостатке хлеба неосновательны». 23 февраля командующий войсками Петроградского военного округа, а по сути градоначальник, заверяет: «В последние дни отпуск муки в пекарни и выпечка хлеба в Петрограде производятся в том же количестве, как и прежде. Недостатка хлеба в продаже не должно быть. Если же в некоторых лавках хлеба иным не хватило, то потому, что многие, опасаясь недостатка хлеба, покупали его в запас в сухари. Ржаная мука в Петрограде имеется в достаточном количестве, и подвоз этой муки идет непрерывно».

Сообщали, в петроградском городском продовольственном отделе разрабатывается подробный план устройства в разных частях города больших огородов: «Огороды устраиваются как на городских землях, так и на частновладельческих, заарендованных продотделом. В первых числах марта в этих парниках, к празднику Пасхи, начнется ранняя выгонка щавеля, шпината, редиски и зеленого лука».

Театры полны, тротуары блещут
Городское хозяйство уже запущено, на тротуарах торосы — в газетах увидим лишь достижения во внедрении снеготаялок. Их начали ставить по городу еще в 1896 году, теперь они еще более усовершенствованы, дают громадную экономию в топливе и одна снеготаялка утилизирует до 80 возов снега и сколотого льда в день.

Число посетителей в театрах и увеселительных местах только 20 февраля: Мариинский — 1750, Народный дом — 7326, Большой зал Консерватории — 1650, Малый зал Консерватории — 600.

Благостная картина — военная хитрость. В газетах жесточайшая цензура, «немец» не должен знать о наших проблемах. Идет борьба с распространением вредоносных и упаднических слухов. Граждан арестовывают за распространение слухов в трамваях и очередях. В театрах отводят места агентам охранки — слушать разговоры. Доносительство приветствуется — так что не большевики его изобрели.

Бифштекс из «тпру-тпру»
В столице — карточная система, рационирование продуктов, как и в столицах всех воюющих государств. Конина — роскошь. О трудностях с продовольствием повествуют иносказательно.
— Нет ли чего жареного? — спрашивают в чайной.
— Есть телятина.
— Настоящая — или пони?
«Впрочем, иные пони, исправляющие теперь во многих кухмистерских должность телятины, еще весьма недавно мяукали». Проспал цензор!

В столице — порядок
«Русская революция почти бескровна», — утешает нас питерская пресса уже 14 марта, возобновив свой выход. Причем так запутались все в событиях, что рядом с 14 марта газета «Копейка» ставит в скобках 26 апреля — получился готовый экспонат для музея исторических курьезов. Ничему не верь — на дворе апрель…

Возобновляется трамвайное движение; восстанавливается извозный промысел, передвижение на извозчиках разрешается с 9 утра до 5 вечера. Сообщается, что от имени нового коменданта Николаевского вокзала на вокзале расклеено объявление, коим запрещается солдатам отбирать у офицеров оружие. Приказом министра юстиции временного правительства Керенского поручается академику Нестору Александровичу Котляревскому вывезти из

департамента полиции все бумаги и документы, которые он найдет нужным, доставить и поместить их в Академию наук. Зимний дворец тем временем объявлен национальной собственностью. Он будет приспособлен для заседаний учредительного собрания. Над Зимним дворцом вот уже третий день вместо императорского штандарта развевается красное знамя.

Похороны жертв революции назначены окончательно на 23 марта.

Марсово поле
В дни беспорядков 23 — 27 февраля 1917 года в уличных боях Петрограда погибли более 400 и пострадали 1382 человека. Для организации траурно-торжественной церемонии погребения была создана комиссия во главе с Максимом Горьким. Писателем было поддержано предложение группы архитекторов о захоронении умерших на Марсовом поле. 23 марта (5 апреля) состоялась похоронная церемония, в которой приняли участие свыше 800 тысяч человек. В братские могилы в центре Марсова поля опустили гробы 184 солдат и рабочих. С Марсова поля поддерживалось постоянное телефонное сообщение с Петропавловской крепостью, с верков которой при опускании каждого гроба давали салют. В 1918 — 1940 гг. Марсово поле называлось площадью Жертв Революции.

Сейчас его траурный смысл почти забыт — публика стихийно вернула Марсову полю дореволюционное предназначение: места гуляний. Летом здесь загорают, а в пору выпускных балов сюда приезжают классами, чтобы отправить в небо с кладбища зажженные бумажные фонарики — огни своей мечты.

Площадь Восстания
Знаменская площадь перед Николаевским вокзалом была в дни восстания главной площадкой, на которой разворачивались события. Здесь митинговали, требовали, а потом приветствовали пришедшее из Пскова известие о состоявшемся 2 марта (по ст. стилю) отречении Николая от престола — в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. А затем, 3 марта, рукоплескали выбору самого Михаила — в пользу народовластия:
«Тяжкое бремя возложено на меня волею брата моего, передавшего мне императорский всероссийский престол в годину беспримерной войны и волнений народа. Одушевленный со всем народом мыслью, что выше всего благо родины нашей, принял я твердое решение в том лишь случае воспринять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому и надлежит всенародным голосованием через представителей своих в учредительном собрании установить образ правления и новые основные законы государства Российского».

Михаил попросил всех граждан подчиниться временному правительству — «впредь до того, как созванное в кратчайший срок на основании всеобщего, прямого, равного, тайного голосования учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».
Выборы в учредительное собрание вскоре назначили на 12 ноября (по н. стилю). Почему они не состоялись — это вторая история, 95-летие которой отметят в этом году 7 ноября.

А Знаменскую переименовали в Восстания именно в память февральско-мартовских дней.

А мраморная доска — пропала
Прежде на фасаде Московского вокзала висела мраморная мемориальная доска: «Эта площадь по время Февральской революции 1917 года была ареной многолюдных демонстраций и митингов петроградских рабочих против самодержавия и империалистической войны».

Когда и куда она подевалась — никто сказать не может. Как рассказали «ВП» в Музее городской скульптуры, еще в 1993 году службы Московского вокзала сообщили, что не располагают никакой информацией об этом памятном знаке.

↑ Наверх