Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Ходить за «еще бутылочкой» станут реже?

Президент подписал закон о запрете рекламы алкоголя

Как ни прискорбно, страдающих алкоголизмом россиян уже около 2,5 миллиона — целый мегаполис! Конечно, эти люди как пили, так и продолжат пить горькую, какие бы законы ни принимались. Здесь речь о потенциальных клиентах «зеленого змия», которые реагируют на рекламу пива и другой алкогольной продукции в СМИ, — их-то еще можно уберечь от чрезмерного употребления алкоголя по принципу «с глаз долой — из сердца вон»...

Эксперты опасаются, что возрастут продажи фальсифицированной продукции, но кто мешает чаще проверять торговые точки?


Итак, с нового 2013 года в СМИ исчезнет пивная, винная и водочная реклама (а с 18 июля ее уже нет в Интернете) — она запрещена законодательно: в июле Госдума и Совет Федерации одобрили антиалкогольный закон, а на днях и президент подписал  этот документ с длинным названием — «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О рекламе» и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Иными словами, с обложек журналов и газет, первой и последней страниц изданий, а также теле- и радиоканалов исчезнет реклама пивной и виноводочной продукции крепостью 5% и более. И хотя внутри печатного издания рекламировать алкогольный товар можно, но, согласитесь, это не так бросается в глаза. 

Впрочем, это не значит, что, скажем, печатные СМИ срочно прекратят рекламировать подобного рода продукцию — если договоренности заключены до конца года, то они их выполнят, кроме печатных изданий, адресованных непосредственно несовершеннолетним. Кроме того, рекламу алкоголя разрешили в соответствующих заведениях, где продают алкоголь, то есть в специализированных магазинах, дегустационных залах. Правда, пока неизвестно, попадает ли под запрет социальная реклама об адской «белочке», которую запустил Минздрав, где прямо спрашивается: «Бухаете? Тогда мы идем в вам!», но, похоже, такой пропаганды, отвращающей от алкоголя, запретительные меры не коснутся.

Между тем эксперты опасаются, что возрастут продажи фальсифицированной продукции, но с другой стороны: кто мешает чаще проверять торговые точки? И карать нарушителей закона большими штрафами? Бороться с алкоголизацией населения предлагают и с помощью повышения акцизов на спиртное в 5 — 10 раз. Но опять-таки резкий подъем цен на качественный алкоголь может увеличить употребление некачественного. Бороться с алкоголизацией населения, вырубая виноградники и выдавая водку по талоном, как это было во времена Михаила Горбачева, также неэффетивная мера. Одно ясно: запрет алкогольной рекламы — это первый шаг в борьбе за здоровый образ жизни. 

Комментарий

Заместитель декана факультета политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков:
— Сравнение с алкогольной кампанией, проводимой Горбачевым, не совсем корректно. Горбачев попытался закрыть доступ к алкоголю, причем делал это в том обществе, в котором чуть-чуть появилась свобода, а все остальное стало исчезать. Можно сказать, что это было посягательством на самую главную привилегию населения — выпить от души, пусть даже это будет самая настоящая дрянь. Но тот закон, который на днях подписал президент Владимир Путин, призван сузить поле пропаганды спиртного. Я полагаю, что шаги властей правильные — это делается во всех цивилизованных государствах, где заботятся о том, чтобы такие вредные привычки, которые могут иметь тяжелые социальные последствия, регламентировались. Особенно важно регламентировать рекламу алкоголя у нас в стране — стране с низкой культурой пития, где пьют повсюду, публично — каждый день вы можете встретить людей, гуляющих и по Питеру, и по Москве, и в других городах с бутылкой пива. Будем надеяться, что после такой меры привычка выпивать всегда и везде будет постепенно исчезать.

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх