Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

Ходят важные цесарки,
Спят пятнистые жирафы,
И сосут медведи лапы…

Будет ли в Петербурге лучший зоопарк России?

Все предыдущие попытки перенести Ленинградский зоопарк на новое место срывались из-за исторических катаклизмов, буквально потрясавших Россию.
Предполагали было начать строительство нового зверинца в Удельном парке в 1913 году — а тут Первая мировая война началась. Попытались повторить практически на том же месте в 1941-м — как раз к началу Великой Отечественной угадали. Ну а строительство нового зоопарка в Ольгинском лесопарке, неподалеку от недействующей ныне платформы Морская Сестрорецкого направления, которое начали планировать еще в 1960-е годы, дотянули до момента развала Советского Союза…
И вот теперь под сомнением реализация еще одного плана нового питерского зоопарка, теперь уже в Юнтолове.

...это — центральный остров..

Ну что ж — привет, давай мне ласту!

Каждое воскресенье в венский Шенбрюнн, исторический дворцово-парковый ансамбль, в котором находится один из самых старых зоопарков Европы, идут толпы родителей с колясками. Идут на весь день, чтобы гулять и наслаждаться общением с природой. В 2010 году Венский зоо, один из самых старых в Европе, был признан лучшим зоопарком мира. Зоопарк в Цюрихе тоже осаждают толпы посетителей, жаждущих пообщаться с животными. Особенно здесь популярны пингвины. Они всей гурьбой выходят здороваться с каждым! Да только ради этого «рукопожатия» многие из нас отправились бы в свой законный выходной в этот зоологический сад! Там же при входе продается толстенная книга «Лучшие зоопарки планеты». Есть в ней и маленький рижский зоопарк, и экономный братиславский. Только вот почему-то ни московского, ни питерского зоопарка в этой книге нет. Но может быть, пока нет?

 

Авторы проекта предлагают разместить животных по географическому принципу: например — так будет выглядеть павильон Арктика.

Африка, Америка, Австралия, Пангея

Идея строительства нового питерского зоопарка в спальном районе Юнтолово зародилась у города еще в 2008 году. Чуть позже, в 2010-м, французская фирма «Beckmann-N’Thepe» вышла победителем в международном конкурсе на право разработки мастер-плана нового зоопарка. В том же году Градостроительный совет Петербурга одобрил французскую концепцию.

Авторы проекта предлагают интересную идею размещения коллекции животных по зоогеографическому принципу: нарезаемые «части суши, окруженные со всех сторон водой» будут играть роль материков, где обитают те или иные экспонируемые звери.

Острова эти по форме будут чем-то напоминать континенты — Африканский, Южноамериканский, Австралийский, а их взаимное расположение напомнит о суперконтиненте Пангее, который, согласно современным палеогеографическим теориям, раскололся около 200 млн. лет назад, а из осколков в конце концов и образовались современные материки. Что объяснит и схожесть фауны на континентах, отделенных друг от друга тысячекилометровыми пространствами океанов, например живущего в Африке одногорбого верблюда и обитательницы Южной Америки ламы — оба представляют семейство верблюдовых.

Таким представляется разработчикам будущий зоопарк: это — главный вход....

...это — тропический дом.

Генплан нового зоо сдан в экспертизу еще в декабре

По итогам конкурса на разработку рабочего проекта нового зоопарка по французскому мастер-плану победителем вышла компания «Интарсия». Главным архитектором проекта стал почетный архитектор России Александр Миронов. За плечами архитектора реализованный в крайне сжатые сроки Молодежный театр на Фонтанке, спроектированный и полностью согласованный новый Военно-морской музей, лагерь «Зеркальный» и другие известные постройки в городе.

Первая часть созданного проекта — генеральный план пошел в Госэкспертизу в конце минувшего года. Весной первая фаза проекта, необходимая для начала общестроительных работ нулевого цикла, должна быть согласована ГУВЭ.

Общий вид.

Пока первая часть проекта находилась в экспертизе, к противникам проекта в Юнтолове присоединились пользователи ныне существующего зоопарка. Зоологам, например, не нравится высокая стоимость строительства и заболоченная почва лесопарка в Юнтолове, где придется производить значительную выемку торфяника. Но, позвольте, разве весь Петербург в принципе не стоит на болоте? Может быть, нам, болотным, переехать всем куда-нибудь в черноземье? Предлагаются различные альтернативные варианты, но все они не выдерживают критики. Судите сами.

Председатель комитета по культуре Дмитрий Месхиев недавно высказал предложение заменить Юнтолово Удельным парком. Воспринимать это предложение иначе как шутку невозможно: разместить гипотетического слона в посудной лавке — на 150 га территории парка, да еще рядом с интенсивно используемой железной дорогой? И так уже за последние годы территория Удельного парка сократилась почти на четверть.

Что же касается размещения зоопарка в Ольгинском лесопарке, то главной проблемой этого варианта является его транспортная доступность — точнее, недоступность. Пока в наличии только задыхающееся в пробках Приморское шоссе или однопутная железнодорожная Сестрорецкая ветка, по которой поезда ходят в среднем раз в час, с платформой Морская, рассчитанной только на 4 вагона электрички, да еще от которой до зоопарка надо на чем-то добираться. Вот была бы у нас в Питере городская железная дорога с прямой веткой до зоопарка типа берлинского S-Bahn или парижского RER, который довозит прямо до Диснейленда…

Юнтоловский вариант зоопарка с этой точки зрения представляется более удачным. Во-первых, он все-таки практически в городе, в 15 — 20 минутах езды от станции метро «Комендантский проспект», да еще в планах наличествует продление этой 5-й линии метро непосредственно к зоопарку.

...это — дом слона. Если, конечно, слон у нас наконец появится.


МНЕНИЯ

И все же на Петроградской стороне — лучше

Директор Ленинградского зоопарка Ирина Скиба идею строительства нового зоопарка в Юнтолове не приемлет в принципе. К аргументам ее, безусловно, прислушаться стоит.

Главный из них можно сформулировать коротко: гора родит мышь. Именно — за 20 с лишним миллиардов рублей, потраченных на «зоопарк на болоте», мы получим экспозиционных площадей всего вдвое больше, чем на старой территории. Там их 4 гектара, ну а в Юнтолове будет, по расчетам Ирины Скибы, около десяти гектаров.

«Представьте себе, большая заболоченная территория, да еще заливаемая во время наводнений, — говорит Ирина Сергеевна. — Надо окружить ее по периметру дамбой высотой 2,5 метра, по которой должна будет проходить автомобильная дорога, способная выдержать, например, тяжесть пожарной машины. В ходе строительства парка необходимо произвести выемку торфа, намыть искусственные территории, в том числе острова. При этом из-за того, что значительную часть 83 гектаров парка составят водные пространства, на острова останется где-то 33 га, из которых под экспозицию будет отведено около половины, из них где-то 10 га — площадь экспозиционных зданий. А поскольку из-за геологических условий цокольных этажей под этими зданиями не соорудишь, то инженерное оборудование — вентиляция, тепловые пункты, водоочистка — половину площади зданий отнимет. Та площадь, что остается на экспозицию, — овчинка, не стоящая выделки».

А чтобы на этом месте зашумел настоящий парк, может пройти до полувека. Да и не факт, что все деревья вынесут наш питерский климат — ведь на островах-«континентах» предполагается высаживать растения с этих самых континентов. Перенесут ли питерскую зиму африканская саванна и американские пампасы?

Есть и контраргументы экологического порядка, главный из которых — высокая вероятность контакта с дикими птицами. Ведь расположенный всего в километровой близости Юнтоловский заказник, в буферной зоне которого, кстати, и должен строиться новый зоопарк, — место стоянок и гнездовий перелетных птиц, коих в заказнике обнаружено 147 видов. Водоемы на территории зоопарка и возможность разжиться там кормами, безусловно, привлечет диких «соседей». Ну а где гарантия, что они на своих крыльях и лапках какой-нибудь очередной птичий грипп не принесут?

Между тем, считает Ирина Скиба, пока внимание сосредоточено на новом зоопарке, тратятся деньги на его проектирование, старый зоопарк ветшает. А ведь только на то, чтобы поддерживать его в нормальном состоянии, требуется порядка 100 млн. рублей в год. Если же вложиться в реконструкцию, то Зоопарк на Петроградской, уверена директор, станет самоокупаемым и не потребуется денег из бюджета на текущую эксплуатацию.

«Большинство зданий Зоопарка не приспособлены ни для животных, ни для персонала, который за ними ухаживает, ни для посетителей, — рассказывает Ирина Скиба. — Часть из них построена еще до войны, например, медвежатник, существующий еще с 1928 года, львятник или помещение для белых медведей. Но то же относится и к построенным в 1980-е годы антилопнику или степному загону. Они текут, рушатся, подмокают. А у посетителя, видящего животных за решетками, создается впечатление, что он в тюрьме».

Поэтому вышеупомянутые здания должны быть построены заново, причем с соблюдением современных стандартов, чтобы посетители по возможности не замечали барьеров между собой и животными. Из прежних зданий сохранятся только экзотариум, сданный в эксплуатацию всего пять лет назад, да обезьянник, которому уже 15 лет. Но и в нем будет осуществлена реконструкция: решетки на вольерах заменяются стеклами.
«Наш зоопарк хороший, в нем уютно», — уверена Ирина Скиба.

Ну а новый, по ее мнению, следует строить лишь после того, как будет реконструирован старый. И вовсе не в Юнтолове — если не подходит Ольгинский лесопарк, который Скиба считает вполне приемлемым вариантом, то, по мнению директора, на территории города есть немало участков, на которых можно разместить зоопарк. Просто надо этим заниматься.

Не просто зверинец, а парк отдыха

Однако и аргументы сторонников строительства нового зоопарка также достаточно обоснованны. Дадим слово Алексею ГРАНКВИСТУ, главному инженеру проекта нового зоопарка, который разрабатывает компания «Интарсия».

«Это проект по своему духу петербургский, — уверен Алексей Ромуальдович. — Наш город расположен в геологических условиях, не слишком пригодных для строительства, территория в центре города отвоевывалась у болот. И главная идея — из заболоченной территории создать не просто зверинец, а в первую очередь парк, который станет местом отдыха».

А непосредственный аналог будущего парка в Юнтолове Гранквист видит в ЦПКиО на Елагином острове. «Парк этот строился абсолютно в таких же условиях, еще в 1760-е годы. По периметру острова была построена дамба, а на территории парка — искусственные водоемы. Да и площадь его территории практически такая же, как у зоопарка в Юнтолове», — продолжает Алексей Гранквист.

По его мнению, Юнтолово — правильный выбор. И из-за доступности, и потому, что строительство в нем зоопарка не испортит уже существующего паркового ландшафта, как это было бы в Удельном парке. Кстати, здесь он полностью солидарен с Ириной Скибой, которая тоже считает, что зоопарки должны природу сберегать, а не портить. «Наоборот, вместо, образно выражаясь, помойки город получит облагороженную территорию. Я считаю, что это достойная для воплощения задача», — добавляет Гранквист.

А далее все зависит от бюджетного финансирования. Первая часть — подготовка территории для будущего паркового строительства — обойдется где-то в 6 миллиардов рублей. Общая сумма, необходимая на строительство зоопарка, может достичь 20 миллиардов. Но, по мнению Алексея Гранквиста, зоопарк будет приносить прибыль и должен окупиться: не менее 20, а скорее ближе к 30 гектарам экспозиции зоопарк будет иметь.

Новый зоопарк будет соответствовать всем современным стандартам. Так, при проектировании вольеров привлекались специалисты ведущих зоопарков Европы, например Лионского или Хельсинкского, в которых, в отличие от нашего города, традиция содержания крупных животных — слонов, бегемотов, носорогов — не прерывалась на долгие годы. Экспозиции на открытых выгулах будут оставлять впечатление настоящего сафари-парка, да и в закрытых помещениях не будет помех визуальному контакту с животными. Будет и настоящая контактная зона, где можно будет пообщаться со зверьем, которое не нанесет человеку вреда.

Что же касается растений, то, как уточнил Алексей Гранквист, предполагается высаживать деревья и кустарники, родственные или внешне аналогичные аутентичной флоре континентов, которые они будут представлять, однако вполне приспособленные к петербургскому климату. Ну а время, за которое парк оформится, опять же зависит от финансирования: будут в нем высаживаться маломерки-саженцы или крупные взрослые деревья.

…Самое интересное, аргументы оппонентов не слишком противоречат друг другу. Строительство нового зоопарка займет, по мнению Гранквиста, около пяти лет. Ибо проект создания территории уже готов, ее обустройство займет полтора-два года, параллельно будет завершен проект экспозиции — открытых площадок и вольеров, на строительство которых также уйдет два-три года. Если будет необходимое финансирование, то параллельно можно и реконструировать историческую территорию зоопарка.

Но если даже необходимых средств не найдется или же экологические проблемы для зоологического парка окажутся непреодолимыми, то парк в любом случае по уже созданному проекту можно построить. Разве что на островах разместятся аттракционы, а по прудам и каналам будут скользить лодки и водные велосипеды. Парк культуры и отдыха для большого спального района никогда лишним не будет.

Материал подготовили Алексей Шолохов и Борис ОСЬКИН, эскизы проекта предоставлены компанией «Интарсия»
↑ Наверх