Холодный мрамор стал живым, Проникся стоном камень...
В Зале Диониса и Римском дворике Эрмитажа британский скульптор Энтони Гормли предлагает почувствовать себя «богоравными»
Столкнуть современные скульптуры, похожие на компьютерное изображение человека, распадающееся на пиксели, совершенные античные статуи и живых людей в одном пространстве пришло в светлую голову самого знаменитого на сегодня британского скульптора Энтони Гормли.
Выставка «Энтони Гормли. Во весь рост. Античные современные скульптуры» открылась в двух залах Нового Эрмитажа, специально созданных архитектором Лео фон Кленце для античной скульптуры: Зале Диониса и Римском дворике.
Энтони Гормли на сегодня — самый известный скульптор Британии. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Идешь по Античной галерее, между стройных колонн, по гулкому мозаичному полу, заходишь в Римский дворик и чуть ли не спотыкаешься о скрючившегося под ногами человека. А в том, что это именно человек, не сомневаешься, хотя он словно сделан ребенком из железных кубиков. Но пластика, пропорции, энергетика — подлинно человеческие. Все эти статуи (а их 17) — стоящие, лежащие, выглядывающие в окно — в какой-то мере клоны самого Энтони Гормли, огромного, под два метра, здоровяка с лицом повзрослевшего Гарри Поттера. Он, кстати, присутствовал на вернисаже и охотно позировал рядом со своими творениями, демонстрируя, что они — одного с ним роста.
Этот великий во всех смыслах человек потрясающе общителен. А уж о своем искусстве готов говорить часами (он провел в музее несколько мастер-классов для студентов Молодежного образовательного центра Эрмитажа). Корреспонденту «ВП» мистер Гормли рассказал, что поначалу у него была мысль поставить своих железных людей на крышу Зимнего дворца, рядом с ангелами и «черными латниками», воспетыми Александром Блоком (он проделывал подобное на крышах разных городов мира, только вот в Москве ему не разрешили. — Прим. авт.). Но, поразмыслив, все же выбрал античные залы, где проект сможет воздействовать на публику гораздо сильнее. И не прогадал.
Железные «Гормли» в Римском дворике — это еще не все. Потрясение публику ждет в следующем зале, носящем имя Диониса.
Античные мраморные боги и герои сошли с небес на землю — Эрмитаж согласился с предложением Гормли и пошел на рискованный эксперимент, сняв скульптуры с пьедесталов. Для этого пришлось сделать временную реконструкцию полов Римского дворика и Зала Диониса: привычную мозаику сменил слой линолеума, под которым скрыты железные основания, гарантирующие и современным, и античным скульптурам защиту от падения.
Казалось бы — ну что такого? Стояли себе боги на постаментах, теперь стоят на полу. Но разница колоссальная. Впечатление от скульптур, на которые мы привыкли смотреть снизу вверх, а теперь видим глаза в глаза, меняется кардинально. Сам Гормли говорит, что тем самым дал возможность зрителю на равных посмотреть на богов, а также «взглянуть на античные фигуры как на объекты, которые существуют в нашем мире, абстрагируясь от истории их создания».
«Холодный, белый, подожди, я тоже мраморною стану...». Фото: Натальи ЧАЙКИ
Не уверена насчет равенства. Они гораздо более совершенны, чем мы. Но у нас есть преимущество — мы живые!
Необычайно интересно наблюдать, как люди общаются с античными богами, какое возникает взаимодействие между живым и неживым, идеальным и несовершенным, холодным и теплым, статичным и подвижным…
Впрочем, в статуях, смешавшихся с людьми, есть что-то жутковатое. Как не вспомнить все эти существующие в мифах и мировой литературе сюжеты об оживших статуях! А среди них была ведь не только безобидная Галатея, одушевленная любовью своего создателя скульптора Пигмалиона, но и Каменный гость, погубивший Дон Жуана, и Венера Илль-ская, задушившая в своих мраморных объяти-ях незадачливого любовника.
Все скульптуры Гормли — в какой-то мере он сам. Он использует для создания своих человечков собственное тело. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Эти чувства, эмоции, диалоги живой и неживой материи — эта энергия и есть, собственно, то главное, ради чего Гормли создает свои проекты.
Жаль только, что в эрмитажном проекте Гормли не задействовал еще одну свою идею — ту самую, что легла в основу действа на Трафальгарской площади в Лондоне. Там он воздвиг по договоренности с городскими властями постамент, на котором в течение часа мог постоять любой желающий. Почему бы было не предложить то же самое эрмитажным посетителям? Ведь так интересно почувствовать себя памятником.
Проект будет работать до 15 января 2012 года.
Зинаида АРСЕНЬЕВА