Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 ноября 2017

Хорошо организованная спонтанность

В Петербурге стартует новый арт-проект «Pop-Up театр»

И это не означает появление нового театрального коллектива, как можно было бы предположить по названию. Это именно проект, который организует одна из самых интересных на данный момент молодых российских театральных команд — Театр Post. Его суть — в создании нового пространства в центре города, на Итальянской улице, 17, которое в течение месяца — с 27 августа по 4 октября — будет жить бурной культурной жизнью, а затем прекратит свое существование в конкретном месте, но, по словам организаторов, будет возникать то тут, то там — по аналогии со всплывающими на мобильных устройствах окнами.

Сцена из спектакля «Июль»

Вообще-то английское понятие pop-up как раз и означает эти «всплывающие окна», которые возникают всегда неожиданно и требуют от пользователя немедленного принятия некоего решения. Вот так, по словам организаторов, и будет существовать пространство из трех комнат во дворе, который в узких культурных кругах известен как двор культуры и отдыха «Beatnik». Организаторы — это режиссеры Дмитрий Волкострелов и Семен Александровский (выпускники курса Льва Додина) и продюсер Виталий Ерошеня. «В Петербурге, в отличие от Москвы, почти нет культурных пространств, в которых люди могли бы не просто бесцельно болтаться, а как-то содержательно и интересно провести время», — говорит Волкострелов и приводит в пример московский парк Горького, который после недавнего апгрейда радикально изменился. Действительно, там люди буквально на каждом шагу сталкиваются с чем-то любопытным, в чем можно принять участие, — вроде нескучных экскурсий, квестов, перформансов, лекций etc, а кроме того, туда переехал Музей современного искусства «Гараж» — с образовательным центром, выставками и кафе. «В Петербурге есть люди, которые испытывают потребность в таком небанальном времяпровождении, я это понял, когда пришел в Новую Голландию, которая два лета подряд существовала именно в режиме пространства для досуга нового типа».

Сцена из спектакля «Запертая дверь»

Вот собственно для таких людей — то есть любопытных, готовых, как остроумно формулируют организаторы, к «непрогнозируемой регулярности» в организации своего свободного времени, и будет работать проект «Pop-Up театр» — независимое пространство. Которое ежедневно будет заполняться самыми разными формами искусства: актуальными спектаклями — хитами самого Театра Post «Запертая дверь», «Июль», «Хозяин кофейни», замечательным восьмичасовым «Shoot/Get Treasure/Repeat», спектаклями Семена Александровского (в том числе двумя премьерами) и гастрольными спектаклями знаменитого московского Театра.doc, а также перформансами, лекциями, кинопремьерами — в частности, планируется показать последнюю по времени работу Ивана Вырыпаева «Спасение». Подробное расписание жизни пространства до 4 октября можно найти на сайте проекта popuptheatre.ru.

Сцена из спектакля «Хозяин кофейни»

Первой премьерой станет спектакль «Мы уже здесь» по пьесе минского драматурга Павла Пряжко, который вот уже несколько лет работает в тандеме с режиссером Волкостреловым. Пожалуй, это первая попытка комедии — о молодых людях, оказавшихся на Марсе и ведущих забавные беседы-споры обо всем на свете: о журналистской этике, о природе юмора, о значении Марса и так далее. Но, как выясняется (со слов Волкострелова), в спектакле текст пьесы будет вскрыт весьма неожиданным ключом.

«Спектакль театра post по одноименной пьесе Павла Пряжко будет в определенной степени связан с работами американского композитора Стива Райха, открывшего технику фазового смещения — когда, повторяя музыкальную фразу, один или несколько исполнителей постепенно смещаются с опозданием. В новом спектакле мы вместе со зрителем попробуем сместиться в сторону, где такие привычные для театра категории, как общее время и общее пространство, перестают существовать — или, точнее, обретают новое, современное нам звучание. Зритель перестает выбирать свою участь как человека сострадающего, но становится человеком, обреченным получить что-то — хроники, реплики, смыслы. Кажется, что мы понимаем все — в героях и в словах, которые они произносят, — но одновременно не можем понять ничего: ведь они существуют за сотни тысяч километров от нас, они — на Марсе», — говорит Волкострелов.

Спектакль «Мы уже здесь» можно будет увидеть 1 и 2 сентября в 20.00.

А уже 3 и 4 сентября пройдут первые показы еще одного спектакля — «Топлива» Семена Александровского. Это своего рода театральный байопик, герой которого — всемирно извест­ный программист Давид Ян, создатель компании «ABBYY», одной из самых успешных в сфере информационных технологий. Наиболее известные проекты «ABBYY» — разработка технологии электронных словарей «Lingvo», создание программы распознавания текстов «Fine Reader», создание первого в мире карманного коммуникационного компьютера для подростков «Cybiko». В основе спектакля «Топливо» — объемное и содержательное интервью с Яном. Одна из главных установок ученого крайне гуманистична: «Я решил для себя так — я буду создавать технологии, которые будут помогать людям понять друг друга».

↑ Наверх