Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 20 августа 2019

Хозяек «Золотой горы» заменят копиями

Скульптуры XVIII века, украшающие каскад в нижнем парке Петергофа, после реставрации будут спрятаны в помещения

В связи с началом комплексной реставрации каскада, созданного в 1721 — 1732 годах, сотрудники музея демонтировали все 16 статуй, две мраморные вазы и один пьедестал. После реставрации на прежние места вернутся десять статуй из каррарского мрамора, выполненные для Петергофа в 1870 году, а работы венецианских скульпторов XVIII века Антонио Тарсиа и Пьетро Баратты будут экспонироваться, вероятнее всего, в отреставрированных галереях Большого дворца. Их места на «Золотой горе» займут точные копии.

— Чем вызвана необходимость замены оригиналов скульптур копиями? Есть ли еще копии скульптур в Петергофе?
— Сезон назад завершилась капитальная реставрация каскада «Шахматная гора», все десять скульптур, его украшающие и относящиеся к XVIII веку, были заменены на копии из искусственного мрамора. Их оригиналы сейчас находятся в хранилище, позже они будут экспонироваться исключительно в музейных интерьерах, чтобы предотвратить их дальнейшее разрушение. Стоит понимать, что все скульптуры XVIII века пребывают под открытым небом уже 300 лет, и за эти столетия мрамор начал выветриваться, его состояние неумолимо стало приближаться к критическому. Происходит это из-за воздействия атмосферных явлений: это и перепады температуры, и осадки, в частности так называемые кислотные дожди. Загазованность воздуха весьма высока. Отсюда и необходимость в замене оригиналов статуй на их копии.

— Можно ли как-то оградить мрамор от вредных воздействий, не убирая его под крышу?
— Натуральный мрамор довольно сложно защитить. Периодически проводятся профилактические работы, например промывка мрамора. С одной стороны, здесь преследуются и декоративные цели, с другой — обеспечение внутренней чистоты камня. Дело в том, что мрамор имеет пористую структуру, весьма чувствительную к загрязнениям. Для того чтобы камень жил долго, необходимо, чтобы поры эти были открыты и он мог «дышать». Затем, на зиму скульптуры обязательно укрываются защитными футлярами, чтобы в поры не попадала вода, которая, замерзнув, ломает естественные кристаллы, в результате чего происходит так называемое обветривание — поверхностный слой камня начинает выкрашиваться, а затем осыпаться.

— Скульптуры пережили Великую Отечественную, наверняка это не прошло для них незамеченным…
— Во время войны они были укрыты в земле, где получили ряд механических повреждений, плюс на них повлияли грунтовые воды. В натуральном мраморе имеются железистые вкрапления, и из-за проникновения воды в пористую структуру камня они начинают окисляться, что ведет к появлению пятен ржавчины. Эти пятна очень плохо выводятся, и во многих случаях полностью от них избавиться не получается.

— Как изготавливают копии скульптур?
— Искусственный композит, применяемый для изготовления копий, состоит из полиэфирной смолы, играющей роль связующего элемента, наполнитель же — это мраморная мука и очень мелкая мраморная крошка. Со скульптуры снимается форма, в которую заливается искусственная масса, имеющая среднюю консистенцию. Факт того, что форма снята с оригинала, является гарантией идентичности копии. Сейчас же предлагается метод, базирующийся на лазерных технологиях, — скульптура сканируется, вычерчивается форма и согласно ей лазерными инструментами режется натуральный мрамор.

Но беда этого метода в том, что машины могут резать только вчерне, без нюансов, дальше болванку должен дорабатывать мастер, ориентируясь на оригинал. Этот способ сейчас обсуждается, так как и КГИОП, и музейные работники, и сами мастера придерживаются мнения, что метод снятия формы является более точным и исключает вариации.

— Бытует мнение, что копии скульптур имеют пластмассовый вид…
— Композитная масса должна готовиться очень искусно, чтобы поверхность в итоге не получалась очень плотной, залощенной, дающей пластмассовый вид. Но это дело техники, так сказать, знание рецепта, но уж точно не недостаток метода.

— Когда ждать окончания работ?
— Комплексная реставрация каскада «Золотая гора» уже началась: демонтирована вся его скульптура и перевезена в мастерские. Предстоят масштабные гидротехнические работы — необходимо заменить обветшавшие водные магистрали, переложить слабые места в каменной и кирпичной кладке и многое другое. Завершить реставрацию объекта планируется в течение 2015 года, но стоит помнить, что в такие глобальные проекты часто вмешиваются различные факторы — финансовые или технические.

До 2016 года каскад пройдет полную реконструкцию.


↑ Наверх