Газета выходит с октября 1917 года Saturday 11 мая 2024

Храмы-музеи Санкт-Петербурга: реальность без вымысла

Корреспондент «Вечернего Петербурга» посетил три храма-музея за один день, встретился с их руководителями

 

И расспросил каждого о том, чем живут сегодня Исаакиевский, Спас-на-Крови и Сампсониевский соборы: итоги 2012 года, планы на будущее, проблемы и пути их решения.

Евгения Корчагина засыпали вопросами


За состоянием Исаакия, Спаса, Сампсония и Смольного следит компьютер

Евгений Корчагин, заместитель директора Государственного учреждения культуры «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

— Евгений Николаевич, какое событие в жизни Исаакиевского собора вы считаете наиболее ярким?
— Конечно же, это реставрация «Ангела с факелом», проведенная впервые за сто пятьдесят лет существования Исаакиевского собора. У нас ушло почти четыре года на его реставрацию, из которых полтора — это исследования и проработка технических вопросов. Все эти мероприятия стоили нам около 29 миллионов рублей.

(Отметим, что корреспондент «Вечернего Петербурга» имел честь наблюдать за возвращением одного из ангелов на свое место после продолжительной реставрации, о чем мы подробно рассказывали в одном из номеров за осень 2011 года. — Прим. авт.)

— Какие работы ведутся внутри собора, близки ли они к завершению?
— Вот уже полтора года закрыт придел Святой Екатерины, но его восстановление близится к концу: и росписи на сводах, и алтарь, и иконы, его украшающие, в скором времени предстанут перед прихожанами и туристами во всей красе. Следующий на очереди — придел Александра Невского. Никто не забывает и про малахитовые части колонн, страдающие от сколов, их восстановление — дело очень кропотливое, полный цикл возвращения убранства всех утраченных элементов займет еще много времени. Та же история и с пилонной живописью, однако одна из картин уже вернулась на место, остальные временно заменены фотокопиями. Завершен процесс модернизации подачи тепла и электроэнергии. Обратите внимание на подсветку интерьера: установленная несколько лет назад, она была разработана с учетом специфики естественного освещения собора в светлое время суток. Благодаря своей сбалансированности и точной регулировке, она, позволяя разглядеть все красоты храма, не нарушает его атмосферы. Более того, здесь располагается автоматизированный информационный центр, с помощью которого мы отслеживаем в реальном времени техническое состояние всех четырех соборов и систем их жизнеобеспечения.

На реставрацию ангела ушло 4 года

— Какие у вас планы на ближайшее будущее?
— Как вы наверняка обратили внимание, звонница Исаакия сейчас окружена строительными лесами — идет подготовка к возвращению колоколов. Также мастерские готовятся, чтобы принять второго «Ангела с факелом». На этот раз процесс пойдет намного быстрее, ведь технологии отработаны, останется только воспользоваться появившимся у нас опытом. В следующем году начнутся плановые процедуры по восстановлению живописи, украшающей своды у приделов Казанского, Александра Невского и Святой Екатерины. Можно заметить, что внутри барабана купола установлены леса — сейчас мастера работают над живописью, покрывающей его стены.

— Несколько месяцев назад нам рассказали о строящемся лифте, который поможет инвалидам подняться на колоннаду. На какой стадии находится этот проект?
— Этот проект уже близок к завершению — лифт уже установлен, сейчас выполняется отладка всех механизмов. Ранее существовал лишь технический лифт, вмещавший не более трех человек. На его месте, используя старую шахту и технические помещения, без каких-либо вторжений в конструкцию здания установлен лифт, вмещающий двенадцать человек. Это стало возможным благодаря современным агрегатам, занимающим минимум места. Его открытие — дело нескольких недель.

В этом году в Спас-на-Крови вернулись Царские врата

Посетители Спаса скоро увидят его полы во всем великолепии

Валентина Зеленченко, заместитель директора государственного храма-музея «Спас-на-Крови»

— Валентина Андреевна, я так понимаю, что наиболее яркий момент в жизни храма за 2012 год — это возвращение Царских врат…
— Несомненно! Исследовательские работы, предшествовавшие их возрождению, начались еще в прошлом веке! Пара черно-белых фотографий и минимум инженерной документации плюс отсутствие технологии работы с эмалями, которую пришлось создать заново, как и специальные печи для обжига. На украшение врат пошло 110 килограммов серебра! Общий вес 600 килограммов!

— Николай Буров (директор музея-памятника «Исаакиевский собор». — Ред.) в недавнем интервью «Вечернему Петербургу» рассказывал о материале, который позволит показать посетителям восхитительные полы Спаса...
— Действительно, материал найден — это сложное «дышащее» многослойное стекло! Собрано несколько тестовых модулей, которыми уже в этом году будет покрыта небольшая часть пола между пилонами, чтобы оценить их непосредственно в эксплуатации. На данный момент специалисты рассчитывают степень нагрузки, которую эти защитные панели будут оказывать на пол: нас беспокоит, не окажется ли оно слишком большим и не причинит ли больше вреда, чем пользы. У нас был уже опыт, когда мы сняли ковры и ввели обязательное ношение специальных войлочных бахил, но и такая предосторожность не помогла — пол начал вынашиваться.

— Велики ли размеры модулей? Не будут ли они мешать обзору скрытого под ними пола? И поскольку мы живем в России, интересно узнать, насколько это стекло вандалоустойчивое.
— На одном модуле пять человек смогут разместиться, не мешая друг другу. Относительно прочности скажу, что Николай Витальевич даже танцевал на нем, так что от случайных невзгод или намеренного повреждения это стекло пол защитит.

— Что еще планируется восстановить в ближайшее время?
— Работы очень много! Нам предстоит воссоздание крестов, венчавших кокошники иконостаса. Также пустуют ниши справа и слева от Врат, где были эмалевые вкладни. Но самая большая работа — это шатер, находящийся над местом смертельного ранения императора. Все дело в том, что даже к 1907 году храм полностью не был завершен. По рассказам старожилов Петербургской гранильной фабрики, получается, что даже тогда шатер, как и сейчас, был гипсовым, и лишь постепенно в его конструкцию включались цветы, листья, узоры, очень похожие на те, что должны были быть на шатре. Есть и еще одно предположение. Работая в архивах Екатеринбургской гранильной фабрики, наши научные сотрудники обнаружили финансовые документы, свидетельствовавшие о том, что расчеты с императорским двором продолжались до 1916 года! Это говорит о том, что до последнего элементы шатра находились в производстве, но он так и не был закончен.

— Планируется ли возвращение звонницы на Спас?
— Несомненно, колокола вернутся, но сложно что-то сказать даже приблизительно о том, когда это произойдет: ведь случится это после того, как заговорит звонница Исаакиевского собора.

Сампсониевский собор — один из немногих храмов Петербурга, сохранившихся в первозданном виде

Сампсониевский собор: борьба со временем

Виталий Пятигорский, заместитель директора храма-музея «Сампсониевский Собор»

— Виталий Семенович, считается, что Сампсоний меньше других храмов пострадал за время советской власти…
— Да, это, наверно, единственный храм, сохранившийся в первозданном виде, — его пожалело и время, и люди. Но несмотря на это, поддерживать его в отличном состоянии — очень большой труд. В год нами реставрируется не менее десяти икон. На некоторых из них вы можете разглядеть профзаклейки, напоминающие своим видом кальку, — это следствие того, что липовые и сосновые доски от изменения микроклимата начинают «играть», из-за чего краска отслаивается.

— Как часто вам приходится вступать в борьбу со временем?
— Реставрация требуется всегда. На северном иконостасе только что были демонтированы пять икон, хотя совсем недавно столько же вернулось на южный. К сожалению, процесс их разрушения не остановить, мы можем лишь задержать его. Я поражаюсь терпению и невероятному таланту мастеров, борющихся со старением церковной живописи: они шприцами вводят через лакокрасочный слой пластификаторы, чтобы стабилизировать процесс разрушения краски, которая просто трескается и отпадает от дерева. После шприцевания иконы кладут под специальный мягкий пресс. Вся эта процедура дарит им еще год-другой жизни, затем нам снова приходится их ремонтировать.

За такую красоту 250 рублей не жалко!

Колбаса не дешевеет, билеты — тоже!

И вот нам представилась возможность задать несколько вопросов директору музея «Исаакиевский собор» Николаю Бурову

— Николай Витальевич, некоторые люди считают, что цены на посещение Спаса и Исаакия слишком высоки. Можно ли ожидать, что они снизятся?
— Как вам кажется, колбаса выросла в цене? На мой взгляд — заметно! Подешевеет ли она? Конечно нет! А что можно ожидать от цен на билеты в Исаакий и Спас? Могу сказать, что цена выровнялась: теперь она одна для любого человека вне зависимости, гражданином какой страны он является. Есть громадные скидки, достигающие пяти крат, распространяющиеся на пенсионеров и прочие социально незащищенные группы населения. Недавно меня поразило выступление на президентском совете по культуре уважаемого мною кинорежиссера Карена Шахназарова. Тогда он заявил, что 250 рублей за посещение Исаакия — это недопустимо дорого. Я тоже народный артист России, но я не знаю, что ответить Карену Шахназарову. Начнем с того, что его заявление — актерское. Думаю, ему не стоит стесняться воспользоваться своим пенсионным удостоверением и пройти в Спас за пятьдесят рублей. Думаю, что он не сможет поступить так же, если захочет посетить киносеанс. Если найдете такой кинотеатр, то скажите мне, возьму свои слова обратно. Сейчас же я могу сказать, что даже талантливый человек не застрахован от глупых высказываний.

— Реально ли все-таки снизить цены?
— Мне кажется, что человек, приехавший в Петербург, раз в жизни может потратить 250 рублей на то, чтобы увидеть красоту Спаса и Исаакия. Я уверен, что родители могут позволить себе заплатить за себя и своего ребенка, чтобы показать юному созданию то, что, возможно, навсегда повлияет на его судьбу. Я могу отчитаться перед каждым посетителем о том, как использованы его деньги, и тогда вы поймете, что мы «наживаемся» гораздо меньше, чем любой другой действующий храм: мы работаем на музей, являемся активным налогоплательщиком, не требуем ничего взамен, мы трудимся ради государства и его граждан. Если кто-то думает, что мы не платим за электричество и тепло, — то сильно заблуждается. Мы стараемся максимально рационально расходовать каждый заработанный рубль, ведь наша задача — это реставрация, возрождение и сохранение национального наследия. Но все же если и 250, и даже 50 рублей для кого-то много — люди могут бесплатно прийти на богослужение в Спасе, проходящее каждое воскресное утро, и, помолившись, посмотреть храм.

 

Фото Александра Цкаева
↑ Наверх