Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Художник, который любил огурцы

Картина загадочного венецианца прибыла в Петербург

Летом в Эрмитаже гостила потрясающая «Гроза» Джорджоне из Венеции, которую называют одной из самых таинственных картин в мировой живописи. И вот 14 февраля — встреча с удивительной картиной Карло Кривелли «Благовещение со святым Эмидием», в которой загадок — не меньше.

Во многих биографиях Кривелли упоминается о том, что он очень любил свой родной город — прекрасную Венецию и подписывал свои работы исключительно так: Karoli Crivelli Veneti (ит.) или Carolus Crivellus Venetus (лат.). Надпись (на латыни) можно видеть и на «Благовещении».

Так что же заставило Кривелли расстаться с куполами Сан-Марко, лазурными водами лагуны и кружевными дворцами? По распространенной версии, виной тому была роковая страсть, которая толкнула его на преступление — он похитил свою возлюбленную Тарсию, презрев то, что она была связана узами брака с другим. За прелюбодеяние художник получил полгода тюрьмы, а выйдя на свободу, счел за лучшее покинуть Венецию, дабы избежать мести мужа Тарсии. После нескольких лет скитаний, в 1465 году, Карло осел в итальянском городе Асколи-Пичено, в котором прожил до конца своих дней и который прославил до скончания веков, сделав фоном для священного сюжета, разыгрывающегося на полотне «Благовещение».

 

 

 

Пожалуй, это одно из самых необычных «Благовещений» в итальянской живописи. Все происходящее скорее напоминает иллюстрацию к роману о благородных рыцарях и прекрасных дамах, чем к Евангелию. Мария предстает перед нами как красивая юная девушка, одетая по самой последней моде в красное платье и зеленый плащ, живущая в роскошном дворце. Зритель имеет возможность разглядеть жилище Марии в мельчайших подробностях: кровать за откинутым пологом, горшки с цветами, открытая птичья клетка, обитательница которой свободно сидит на перилах балюстрады, а рядом — великолепный павлин, чей хвост свешивается вниз, споря по красоте и замысловатости узоров с персидским ковром, вывешенным на просушку и развевающимся на ветру. Ученик Виварини, Карло Кривелли перенял от него любовь к деталям, которые писал с редкой тщательностью, порой доводя изображение до оптической иллюзии, «обманки». Коленопреклоненный перед домом Марии архангел Гавриил тоже одет по последней моде и, если бы не радужные крылья, был бы похож на рыцаря. В руках он держит белую лилию, символизирующую, понятно, невинность Марии, на которой не лежит тяжесть первородного греха. Рядом с архангелом — покровитель Асколи святой Эмигд держит в руках макет городка. Но все же это не сюжет из роскошной жизни богатой девушки. От обыденности его отделяют не только переливающиеся крылья Гавриила и хрупкая лилия в его изящной руке, но и множество других деталей, наделенных символическим смыслом. Прежде всего это белый голубь, порхающий в солнечном луче, протянувшемся с небес прямо в комнату девы Марии и позолотившем ее прекрасную голову.

Луч исходит из некоего диска, который многие, в том числе и наш космонавт Гречко, принимают за изображение НЛО.

Еще одна интересная деталь — надпись внизу: Libertas Ecclesiastica. Она переводится с латинского как «Свобода церкви» и означает автономию и свободу города от папской власти.

Красавец павлин — символ воскрешения, в те времена считалось, что его мясо не портится.

И конечно, «Благовещение», как и все другие картины Кривелли, не обошлось без изображения огурца. Огурец, по виду скорее соленый, чем свежий, красуется на переднем плане рядом с яблоком. И если символика яблока понятна даже школьнику (грехопадение), то о значении столь любимого Кривелли огурчика много лет ведутся бурные дискуссии.

Впрочем, по мнению куратора выставки Ирины Артемьевой, с огурцом все кристально ясно: этот овощ символизирует плодородие и сады Эдема.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Пиотровский:
— «Благовещение» Карло Кривелли —  одна из красивейших работ XV века. Мы очень благодарны лондонским коллегам за возможность показать эту картину петербуржцам. С их стороны это жест благодарности за экспонирование шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» из эрмитажного собрания на выставке «Леонардо при миланском дворе» в Национальной галерее Лондона.
Куратор выставки Карло Кривелли с нашей, эрмитажной, стороны Ирина Артемьева скоро повезет в Лондоне громадное полотно Тициана «Бегство в Египет», которое много лет реставрировалось в Эрмитаже. У лондонской публики будет возможность не только увидеть знаменитую картину Тициана, но и оценить искусство наших реставраторов. Надеюсь, что сотрудничество наших музеев будет продолжаться.

↑ Наверх