Художники нарисуют жителей Подпорожья
Балтийская медиа-группа отправляет культурный десант на берег Свири
Если спросить кого-нибудь, где можно увидеть картину «Песня Леля» Николая Рериха, или «Берег моря в лунном свете» Ивана Айвазовского, или «Пейзаж» Исаака Левитана, любой вам ответит, что в Русском музее или в Третьяковской галерее. И очень удивится, когда мы скажем, что выставка этих шедевров пройдет в Доме культуры небольшого поселка Никольский.
Вид на Свирь летним днем из поселка Никольский. Фото: Алексея ЛУПАШЕВСКОГО
Зачем там Левитан и Айвазовский, спросит собеседник. Вспомним слова Ленина «искусство принадлежит народу». Без купюр этот наказ звучит намного серьезнее: «Искусство принадлежит народу. Оно должно объединять чувство, мысль и волю народа, поднимать их. Оно должно будить в них художников и развивать их». Балтийская медиа-группа везет искусство народу — в поселок Никольский, где проведет «Летний вечер в Подпорожье». Там будут Левитан, Айвазовский и Рерих. Будут петь Альберт Асадуллин и Таисия Калинченко. Со сцены представят замечательных людей Подпорожского района. И все это — на живописнейшей излучине Свири.
Поэтому вместе с картинами и артистами в Никольский едут художники — заслуженные мастера, живописцы и графики, которые будут рисовать пейзажи и людей, живущих в этом красивейшем месте.
Как рассказала корреспонденту «ВП» директор Никольского дома культуры Ольга Мироненко, жители поселка с нетерпением ждут культурный десант:
— Мы здесь не так часто можем видеть истинные произведения искусства, особенно в подлиннике. Мы редко видим известных артистов, их живые выступления. Поэтому мы с радостью откликнулись на инициативу Балтийской медиа-группы. И конечно, хотим, чтобы праздник получился. Хотим, чтобы такие вечера стали традицией.
Корреспондент «ВП» видел однажды фотографии 1930-х годов — филармонический концерт в тундре. Оркестранты Ленинградской филармонии во фраках с пюпитрами на расстеленной парусине, а фоном — необъятные просторы Северного Ледовитого океана…
Никольский, конечно, не тундра. Но организаторы акции правы. Не должны деятели культуры заниматься одним сбором гонораров по мегаполисам и курортам. Они должны нести эту культуру народу. Поэтому корреспондент «ВП» обратился к художникам, согласившимся принять участие в этой поездке, с вопросом, насколько искренне они приняли это решение.
— Одни художники сидят в мастерских, что-то сочиняют. Для меня же такие поездки — основа творчества. И не только для меня. В свое время такие поездки были основой работы художника. Союзы художников собирали группы и отправляли их на месяц и даже больше в Сибирь, на Камчатку. Потом проходили отчетные выставки. А зимой этюды, написанные в тех местах, становились материалом для написания картин. Окончив в 1962 году факультет станковой графики в ИЖСА имени И. Е. Репина, уже в 1964 году я отправился с другими художниками по комсомольским стройкам. Я видел, как Обь разлилась, как Амазонка, я видел гон оленей в тундре. Я 10 лет работал в группе художников Центрального военно-морского музея. Я специально пошел туда работать, потому что знал: придется много ездить.
Юрий Шевчик с удовольствием выберется поработать на природу Фото: Натальи ЧАЙКИ
Заслуженный художник России, член Союза художников Санкт-Петербурга, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, лауреат Международной премии имени Н. К. Рериха в номинации «творчество» Валентина Анопова:
— Я работаю как монументалист, живописец и график. Провела 58 персональных выставок. Мои работы в 30 музеях страны и мира, начиная с Третьяковской галереи. Всего этого не было бы без таких поездок. В свое время я объездила всю Россию, теперь имею возможность увидеть весь мир. Была в ЮАР, в Корее. Но и там, и там, и в Никольском живут простые люди, которые живо реагируют на искусство. Сначала, может быть, несколько грубо, а потом затаив дыхание следят за тем, что выходит из-под кисти художника.
Член Союза художников Санкт-Петербурга, член Ассоциации художников Мексики и Международной ассоциации художников ЮНЕСКО, основатель и первый председатель Общества акварелистов Санкт-Петербурга Нина Дьякова:
— Я постоянно путешествую по России. У меня есть серия портретов петербургских поэтов Шефнера, Кушнера, Горбовского и других. Но есть и портреты простых людей. Хотя сейчас слово «простых» звучит несколько оскорбительно. Я писала сварщиков, монтажников, водолазов. Мы, воспитанные еще тогда, всегда уважали личность обычного человека. Тем более человека труда. Никольский, я знаю, портовый поселок. И уверена, там есть герои для моих картин.
Член Союза художников Санкт-Петербурга, председатель Общества акварелистов Санкт-Петербурга Юрий Шевчик:
— Художники сейчас по большей мере обитают в городах. Но им, особенно живописцам, нельзя отрываться от природы. Они должны знать, что есть не только урбанистическая среда вокруг них. Что есть живая природа. И жители деревень и поселков — часть этой природы. Но эти поездки нужны не только художникам, но и людям, к которым художники приезжают. И общение между ними всегда выливается в открытия для той и другой стороны.
Член Союза художников Санкт-Петербурга, профессор ИЖСА имени И. Е. Репина Виталий Боровик:
— Так случилось, что я, окончив в 1974 году академию, пошел в аспирантуру и связал свою жизнь с преподаванием. Я профессор в мастерской Олега Еремеева в ИЖСА. Но преподаю и в другом вузе — в Школе народных искусств. Мне очень часто приходится ездить преподавать в ее филиалы по всей стране. В основном это мастерские народных промыслов. И находятся они в самых отдаленных городках. И я каждый раз встречаю там настолько самобытных людей, что можно только дивиться их природной творческой силе. Они и на колорит тех краев влияют, и на мое творчество.
Член Союза художников Санкт-Петербурга, член Профессионального союза художников России Марина Бусарева:
— Я еду в поселок Никольский, потому что мне интересны как объекты изображения люди труда, несущие на себе всю тяжесть созидания. Из века в век они создают зарю новой жизни, за ними будущее. Меня всегда вдохновляли картины Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Самохвалова, Павла Голубятникова, потому что творчество этих художников формировали люди, которых они писали, и места, где они бывали.
Член Союза художников Санкт-Петербурга Игорь Болотов:
— Занимаясь станковой живописью, я изучаю и древнюю русскую икону. Восстанавливал пять фресок в Кронштадтском соборе. Русская икона, этнография напитывает драматургию моих работ. Для жителей отдаленных краев понятия «жизнь» и «труд» всегда были неотделимы друг от друга. Сейчас я работаю над картиной «Поющая вепска». Она ведь не просто поет. Она поет, потому что полям их деревни нужен дождь (или солнце), иначе погибнет урожай и будет голод. Этот образ жизни — лад. Его я и ищу в таких поездках.
Между тем
Вечером 18 августа, в 21.15, в эфире телеканала «100 ТВ» пройдет трансляция концерта. Также по результатам поездки будет снят фильм о путешествии картин из Петербурга в Подпорожье, который покажут в сентябре. А в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском проспекте, 67, в это же время состоятся фото- и художественная выставки. Таким образом, все желающие — посетители выставок и зрители телеканала — смогут увидеть, что горожане почерпнули из путешествия в глубинку.
Метки: Про петербуржцев Путешествия Из первых рук Живопись
Важно: Правила перепоста материалов