Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 21 ноября 2018

Хулиганское настроение и интеллектуальное беспокойство

Театр имени Ленсовета раскрыл планы на сезон

Право «перерезать ленточку» сезона было отдано молодым силам.

«КАБАРЕ БРЕХТ»

В премьерном спектакле «Кабаре Брехт», открывшем 81-й сезон, заняты только актеры молодой студии при театре — недавние студенты курса Анны Алексахиной. С ними худрук театра Юрий Бутусов поставил спектакль по текстам Бертольта Брехта на музыку Курта Вайля.

Театралы заждались новых спектаклей.

Уже в этом объеме информации столько тем, что и не знаешь, с чего начать. Во-первых, известно, что для Бутусова Брехт автор, мягко сказать, не чужой. Несколько сезонов назад режиссер поставил в Александринке «Человек = Человек» по брехтовской пьесе «Что тот солдат, что этот»; а недавно Москву взорвал бутусовский спектакль в Театре им. Пушкина «Добрый человек из Сычуани». Брехтом веет даже в тех постановках Бутусова, которые, казалось бы, к этому никак не располагают (например, в спектакле «Все мы прекрасные люди» по тургеневскому «Месяцу в деревне»).

— Мне близок театр, соединяющий праздничное, если хотите, хулиганское настроение с интеллектуальным беспокойством, — сказал «ВП» Юрий Бутусов. — Театр, где в игровой стихии возникает острая мысль. Потому, наверное, меня на моем пути и сопровождает Брехт. Я его очень люблю. Он подлинный поэт, философ и человек театра. Человек большого и красивого сердца, если можно так сказать.

Мы пытались рассказать о нем с этой точки зрения. Я предложил брехтовскую драматургию в качестве учебного материала на том актерском курсе при нашем театре, который вела Анна Алексахина. И вот видите — это выросло в спектакль.

Но контекст расширяется, если вспомнить, что Брехт вообще занимает почетную нишу в истории Театра имени Ленсовета: одна из вершин этой истории — «Трехгрошовая опера» (1966) Игоря Владимирова с Алисой Фрейндлих в роли Селии Пичем. С другой стороны, сами по себе спектакли Бутусова — игровые, подчеркнуто театральные, с песнями-зонгами — несомненно, продолжают ленсоветовские традиции. Ведь визитной карточкой театра эпохи Владимирова были музыкально-драматические спектакли, например «Укрощение строптивой» (1970), мюзикл «Дульсинея Тобосская» (1973), спектакль-концерт «Люди и страсти» (1974). Считается, что первые советские мюзиклы появились здесь, на этой сцене.

ДЕТСКИЙ МЮЗИКЛ НА МУЗЫКУ МАКСИМА ЛЕОНИДОВА

В декабре репертуар театра пополнится еще одним музыкальным спектаклем. «Путешествие Нильса с дикими гусями» по книге Сельмы Лагерлёф поставит Мария Романова.

— Это будет детский, а может, и не детский мюзикл на музыку Максима Леонидова для семейного просмотра, — отметил Юрий Бутусов. — Во всяком случае я не отношусь к этому как к детскому утреннику. Изучая великую книгу Лагерлёф, мы поняли, что она была адаптирована для русского читателя и утратила многие смыслы: философские размышления о судьбе мира, о связи человека и природы.

В конце сезона Бутусов выпустит спектакль по роману «Идиот», а Галина Жданова начнет  епетировать шекспировскую пьесу «Много шума из ничего».

СОХРАНИТЬ СТУДИЮ

Отдельный важный вопрос — актеры студии, занятые в «Кабаре Брехт». Комитет по культуре выделил деньги на то, чтобы все выпускники актерского курса — а это 18 человек — пока остались при театре в студийном статусе. Финансирование рассчитано до Нового года, так что скоро руководство театра обратится в комитет по культуре с просьбой сохранить студию и дальше. Как сказал Бутусов, «хорошо бы продержать ребят в этом статусе — единой группой внутри труппы — как можно дольше: чтобы сохранить их энергию, не дать ей рассредоточиться».

Студия — это в некотором роде тоже продолжение традиций. Ведь труппа Театра имени Ленсовета не одно десятилетие пополнялась молодыми артистами, которые воспитывались при театре. Учеников Игоря Владимирова в этой труппе — шесть поколений, включая Сергея Мигицко, Ларису Луппиан, Владимира Матвеева, Олега Левакова. Малая сцена Театра имени Ленсовета была открыта в 1974 году для первого выпуска Владимирова. И вот спустя 40 лет в театре откроется еще одна сцена — Камерная. Это бывшее репетиционное помещение Владимирова — «намоленное место», как говорят ленсоветовцы. Некоторые спектакли сюда перенесут с Малой сцены (где сейчас масштабный ремонт), включая один из лучших спектаклей не только этого театра, но, пожалуй, и Петербурга — «LIEBE. Schiller».

В ноябре студия выпустит на Камерной сцене пьесу Ибсена «Строитель Сольнес». Этот драматургический раритет поставит Кирилл Фролов — актер студии, у которого, как сказал Бутусов, «есть склонности к режиссуре». Немного позже молодой режиссер Сергей Филатов, ученик Андрея Андреева, поставит в этом пространстве спектакль по Хармсу.

В общем, Театр имени Ленсовета, разменяв девятый десяток, открывает новое пространство, ищет свой особый язык (недаром Бутусов получил «Золотую маску» с формулировкой «за поиск уникального сценического языка») с оглядкой на традиции. А существование студии позволяет видеть в театре черты заветного театра-дома — хотя это понятие сегодня вообще почти размылось.

↑ Наверх