Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

«Хьюго, метро»!

Собака-поводырь может запомнить до 50 маршрутов

После двухлетнего перерыва в Петербурге снова начали учить собак-поводырей для слепых. С 15 июля начались тренировки в метро. Шесть инвалидов по зрению почти каждый день приходят со своими помощниками к кинологу, который учит собак и слабовидящих людей проходить турникеты, спускаться по эскалатору.

Метро — один из самых сложных объектов для человека и собаки

Напомним, первые тренировки прошли в конце 2011 года. Они продолжались до 2013 года. Но потом у Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению», которое занимается дрессировкой, случились какие-то проблемы с лицензией. Сейчас они ее получили и возобновили работу.

Правда, объемы этой работы пока небольшие. По данным специалистов центра, в Петербурге всего 27 собак-поводырей, из них 6 уже обучены, еще 6 заканчивают обучение. Корреспондент «ВП» понаблюдал за тренировками.

Кинологов вызвали из Москвы. Сейчас только там есть специалисты, которые умеют натаскивать собак-поводырей.

Как рассказала корреспонденту «Вечернего Петербурга» заместитель генерального директора по собаководству школы подготовки собак-проводников Наталья Емельянова, поводырем может стать далеко не каждый пес:

— Обычно это лабрадоры и овчарки. Эти породы способны запомнить до пятидесяти маршрутов и вести хозяина куда надо по короткой команде. 

Работа кинолога очень трудоемкая. Прорабатывается каждый маршрут — например, к банкомату или в аптеку. Сначала путь надо пройти со зрячим человеком. Название конечной точки обычно и становится короткой командой: «Магазин», «Рынок», «Метро».

Потом этот маршрут тщательно прорабатывается. Повернула куда надо — поощрение, забыла повернуть — порицание. Собака должна запомнить каждый поворот, чтобы потом вести хозяина.

Метро — один из самых сложных объектов. Сотрудник Центра медико-социальной реабилитации Нина Кулакова, сама инвалид по зрению, рассказала, что она сейчас тоже тренирует своего лабрадора Хьюго:

— Самый опасный участок — эскалатор. А вернее, решетки в начале и в конце движущейся лестницы. Хьюго у меня немного трусливый. У него пока не получается.

Другие собаки, отметила Наталья Емельянова, справились с задачей быстрее:

— Прежде всего собаку приучают к эскалатору. Сначала он ходит по остановленной лестнице. Потом эскалатор запускают, и собака несколько раз прокатывается с кинологом, учится воспринимать команду, чтобы переступить решетку. Затем к нам присоединяется хозяин. Его тоже нужно тренировать. Потому что команды поводырю отдает именно он. Вначале он по рельефу пола и поручням должен понять, когда его питомец подойдет к решетке. А потом, по тому, как убираются ступени, также понимать, что они подъезжают к решетке на выходе с эскалатора.

Освоение этой науки подарит инвалидам по зрению свободу передвижения. 

Как говорит Нина Кулакова, в мегаполисе без метро нельзя. В некоторые места наземным транспортом просто не добраться. Дело даже не в маршрутах, а в том, что иногда транспорт забит так, что с собакой туда не войти. А вызвать соцтакси или позвать на помощь родственника не всегда есть возможность.

По окончании обучения инвалиды по зрению получат сертификаты, в которых сказано, что их поводыри обучены для работы в метро. 

По словам Нины Кулаковой, выписать собаку имеет право каждый слабовидящий человек, но не каждый решается на это, потому что хозяину придется учиться так же серьезно, как и его собаке, и инвалиды идут на это очень редко, предпочитая привычные способы передвижения.

↑ Наверх