Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Китайский дворец помогут реставрировать немцы

ГМЗ «Петергоф»: итоги и перспективы

На днях журналистов пригласили в Ораниенбаум, чтобы показать Китайский дворец, реставрация которого не прекращается даже зимой. А потом директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая откровенно рассказала об итогах и перспективах подведомственного ей музея.

Китайский дворец — чудо из чудес

Елена Кальницкая напомнила историю дворца, выстроенного гениальным архитектором Антонио Ринальди в стиле рококо. В России образцов этого стиля XVIII столетия чрезвычайно мало — Китайский дворец уникален.

— Он не пострадал во время войны, — заметила директор ГМЗ. — На Ораниенбаумском плацдарме наши войска удержали земли, и все дворцы сохранились. Тогда как Петергоф был разрушен.

С Китайским дворцом у нее связаны и личные воспоминания. Она показала черно-белые снимки из семейного архива, сделанные ее отцом Яковом Кальницким в 1957 году, когда он привез свою жену и дочерей в Ораниенбаум. Они сняты на фоне ринальдиевского шедевра. «Вот посмотрите, это я, совсем еще юная дева».

Елена Яковлевна назвала Китайский дворец чудом из чудес, добавив, что реставрировать его чрезвычайно сложно: много технических проблем. 

Однако на сегодня уже отреставрировано несколько залов. Реставрационные работы не прекращаются и сейчас, зимой. Для журналистов провели экскурсию, показав отреставрированные залы (вы можете полюбоваться ими на снимках).  

Стеклярусный кабинет — уникальный и самый известный интерьер Китайского дворца.

«Культура выше политики!»

Елена Кальницкая поблагодарила «Газпром», который спонсирует реставрацию Китайского дворца:

— Если бы не это, работы тянулись бы столь же долго, как они тянутся во всем остальном Ораниенбауме. Когда я только была назначена директором ГМЗ, мне сказали, что полная реставрация должна была закончиться в 2013 году. Теперь отложено на 2017-й.  Очень жаль, но все это зависит не от нас, а от политики, экономики, финансовой ситуации и от положения дел в стране. 

Конечно, мы не могли не спросить у Елены Кальницкой: не боится ли она, что из-за экономического кризиса многие реставрационные проекты могут быть заморожены?

— Не боюсь, но опасаюсь. И все же я надеюсь, что этого не произойдет. 

И поделилась достижениями музея:

— Только вчера ГМЗ «Петергоф» получил первый транш от немецкой фирмы. Договор между ГМЗ, этой фирмой и «Петербургской реставрационной компанией» был торжественно подписан в Танцевальном зале Большого дворца Петергофа 20 ноября.

В ответ на вопрос журналистов, как же удалось уговорить немцев пойти на подписание договора об участии в финасировании реставрации Китайского дворца, Елена Яковлевна сначала отшутилась:

— Разве можно спрашивать женщину об этом!

А потом рассказала, какая кропотливая и серьезная работа предшествовала подписанию договора:

— Честно говоря, этот вопрос решался долго и мучительно. Не могу даже подсчитать, сколько проектов договоров мы составили, как тщательно немецкая сторона их анализировала, вникая чуть ли не в каждую запятую. Тем не менее договор подписан. Он предусматривает противоаварийные и выборочные работы в трех залах Китай-

ского дворца — Будуаре, Кабинете Павла Первого и Штофной опочивальне. А также реставрацию Большого зала Китайского дворца, портретов Петра и Елизаветы Петровны, реставрацию Галереи. Это значит, что культура выше политики! 

Туристы будут приезжать в Петергоф

Директор ГМЗ «Петергоф» убеждена, что не оскудеет поток туристов:

— Из шести миллионов человек, которые приезжают в Петербург, пять миллионов обязательно посещают наш музей. Мы не повышаем стоимость билетов, учитывая ситуацию в стране. На 2015 год оставляем цены 2014 года. Мы убеждены, что поток иностранных туристов не уменьшится. 

К нам поедут. Поедут и россияне из других городов. 

Впрочем, как отметила Елена Яковлевна, львиная доля посетителей ограничиваются прогулками в Нижнем парке, осмотром фонтанов и даже не заглядывают в Большой дворец.

А вот красивейший парк Александрия пока посещается мало. Хотя этот парк — подлинный, тогда как Нижний после войны воссоздавался из руин. Елена Кальницкая рассчитывает, что посещаемость Александрии может многократно увеличиться, когда будет воссоздана Нижняя дача императора Николая Второго.

***

✓ Масштабная реставрация Китайского дворца началась в 2009 году, после вхождения Ораниенбаума в состав ГМЗ «Петергоф».  Первый этап завершился в 2011 году, когда были представлены четыре зала: Большая антикамера, Зал Муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет. 

✓ В июле 2014 года открытием еще двух залов — Розовой гостиной и Гардеробной — завершился первый этап второй очереди реставрации. 

✓ Второй этап включает работы в Передней, Большом зале, Галерее. Третий — в Штофной опочивальне, Будуаре, Кабинете Павла Первого и помещениях второго этажа. Открыть эти залы планируется в 2016 году. 

✓ В 2017 году должна начаться послед­няя очередь реставрации, в рамках которой будут восстановлены восемь залов: Сиреневая гостиная, Малый и Большой  китайский кабинеты, Малая антикамера, Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Кабинет Екатерины.

Величественные руины

Но пока Нижняя дача представляет собой, по словам директора ГМЗ, «величественные руины». В таком состоянии этот памятник истории и архитектуры находится довольно давно. Дача была построена в середине 1880-х годов архитектором Томишко. Она предназначалась для наследника престола, будущего императора Николая Второго. Именно здесь император подписал манифест 1914 года о вступлении России в Первую мировую войну. В советские годы дачу сначала превратили в музей, а в 1930-е годы — в дом отдыха НКВД. Дворец был взорван в 1960-е годы.

Сегодня Нижняя дача представляет собой плачевное зрелище.

— Дом считался невысоким архитектурным памятником, — рассказала Елена Кальницкая. — Но это памятник своего времени,  с трагичной аурой. Там жила семья с большой бедой, с больным ребенком. Они старались отгородиться от мира. Если Николай Первый играл с обществом, приглашая всех в Александрию на праздники, то Николай Второй этого не делал, ему был важен семейный покой.  Нижняя дача была отделана как многие дворянские дома рубежа XIX — XX  веков и даже еще проще. Мы понимаем, что сегодня, имея всего несколько подлинных предметов, не сможем заполнить особняк. Несколько лет назад нам удалось купить небольшой туалетный столик, выложив за него почти полмиллиона. Дороги вещи сегодня, особенно вещи с провенансом. У нас так мало подлинных вещей. Плюс ко всему это были расхожие вещи. Поэтому мы приняли решение не восстанавливать дворец полностью. Мы придумали, что соберем Нижнюю дачу частично: все подлинные фрагменты окажутся на своих местах, а все утраченные будут заменены стеклом. Мы восстановим силуэт здания, абрис, который будет виден со стороны Финского залива. Это европейский прием, многие сейчас так делают.

↑ Наверх