Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 января 2025

Классику читают все меньше, зато увлеклись психологией

«Вечёрка» составила свой краткий обзор букинистических магазинов Петербурга

Магазины старой книги всегда были частью портрета культурной столицы. Сегодня, когда на смену шелестящим страницам приходит электронный планшет, букинистические лавочки переживают сложный период — книг сдают все больше, а желающих купить их все меньше. Впрочем, несмотря на трансформации рынка, старая бумажная книга надежно держит свои позиции. А сами книжные развалы как десять, как и пятьдесят лет назад остаются неформальными клубами любителей литературы.

В Петербурге, как утверждают опытные букинисты, можно при желании найти любую книгу. Фото: Ирина Панкратова

«КНИЖНАЯ ЛАВОЧКА» НА ПРОСПЕКТЕ ЭНГЕЛЬСА

Уютный магазинчик в подвальном помещении недалеко от станции метро «Удельная».

Долгое время был «Книжной лавкой», но из-за того, что точек с таким же названием в городе на Неве стало слишком много, поменял имя. Директор — приветливая и бойкая Надежда, открывшая магазин ровно 10 лет назад. Рассказывает, что в книжную торговлю попала не случайно — с литературой дружит с детства: еще в школе прочла все собрания сочинений отечественных и мировых классиков.

Начинала как работник на госслужбе. В 90-е годы стала подрабатывать в букинистическом магазине — объезжала на машине квартиры, собирала книги. Со временем открыла свой столик на рынке. Постепенно выросла до ларька. Потом до магазина. Из-за дороговизны аренды «Лавка» часто меняла расположение — работали и на «Проспекте Просвещения», и на «Пионерской», и на «Старой Деревне». 

Говорит, что старые клиенты приезжают в любимый магазин, где бы он ни находился (номер телефона всегда остается прежним). А на новых местах появляются новые преданные покупатели.

Атмосферу в лавке можно назвать домашней — гостям предлагают выпить чаю. Книги в трех камерных помещениях набиты на полках в два ряда и свисают из-под потолка — возле каждой можно застрять надолго. Есть обширные стеллажи с детской литературой, где и раритетный «Незнайка» полувековой давности, и современные издания Владислава Крапивина. Имеются стеллажи с медициной, религией, фантастикой, кинематографом.

Хотя основной упор — на художественную литературу.

Цены приемлемые. Серия «ЖЗЛ», «Герои 1812 года» — 60 рублей. «Кон-Тики» Тура Хейердала — 100. «Олег Даль. Дневники, письма, воспоминания» — 150. Имеется уголок бесплатной книги, где, например, мы обнаружили «Волоколамское шоссе» Александра Бека в идеальном состоянии. «Художественную литературу, и особенно классику, берут все меньше и меньше, — констатирует общую для всех магазинов проблему Надежда. — Некоторые книги просто невозможно продать даже за 20 — 30 рублей. Поэтому часть отдаем даром, часть отправляем в социальные учреждения. В 90-е годы этот бесплатный стеллаж за день бы разобрали!..»

«КОВЧЕГ» НА МОСКОВСКОМ ПРОСПЕКТЕ

Совсем молодой, недавно родившийся магазинчик вблизи Обуховского моста (до недавнего времени располагался в подвале на улице Ефимова). Сам факт его появления говорит о том, что букинистика все-таки не вчерашний день. Правда, чтобы быть на плаву, организаторам приходится осваивать и новые сегменты рынка: часть книг распродается по заказам через Интернет.

Среди остальных эта точка вряд ли чем-то выделяется — тот же набор: классика, гуманитарные науки, искусство. Кроме разве что незаурядного рекламного хода — несколько раз в неделю по Московскому разгуливает промодед во фраке 50-х годов и цилиндре, раздает визитки и приглашает прохожих посетить этот скромный «Ковчег».

Цены соотносимы со средними по городу. «Анна Каренина» Толстого — 100 рублей. Сборник рассказов Андрея Платонова, изданный к 65-летию Победы, — 100 рублей. За несколько купленных книг нередко (как и в других магазинах) дается скидка.

Владелицы этого небольшого бизнеса — бывшие журналистки Тамара и Татьяна. «Решила сменить профиль, — поделилась Татьяна. — Можно сказать, устала от суетности. А книги — это умиротворение, неспешность. И развитие, конечно. Меня привлекает сама старая книга. Когда держишь ее в руках, то чувствуешь — это не макулатура, а весомый предмет! Каждая иллюстрация, каждый завиток здесь сделан с особой тщательностью и любовью. Можно ли на этом зарабатывать?

Да. Хотя не много. Отчасти это увлечение, которое стало работой».

Фото: Ирина Панкратова

«СТАРАЯ КНИГА» У МЕТРО «АКАДЕМИЧЕСКАЯ»

Самый крупный букинистический магазин в Петербурге — несколько сот квадратных метров площади. И один из старейших — в нынешнем виде работает с 1974 года, а начало берет в 1950-х. Открытый в свое время на глухой окраине и комплектуемый в связи с нуждами района, он до сих пор имеет специфическую направленность — много технической литературы, почти полное отсутствие антиквариата. Цены — самые щадящие. Романы Грэма Грина — 30 рублей. Рассказы Сэлинджера — 60. Популярный ныне Михаил Елизаров — 50. Пятнадцатитомник Александра Дюма — 1200.

Директор магазина Валентина Михайловна — профессиональный книговед. Еще в школе проглотила 30 томов Диккенса, 12 томов Драйзера, 20 томов Вальтера Скотта и так далее. Окончила профильный вуз. Остальные 15 человек коллектива, кстати, тоже имеют специальное образование — книготорговый техникум, издательско-полиграфический, институт культуры и искусств. Штат с начала 90-х годов — практически несменяемая команда.

Валентина Михайловна говорит, что большим спросом пользуется старая, проверенная временем техническая литература, которую в других магазинах уже не купишь. Ну а в числе фаворитов, как ни странно, — Маркс, Энгельс, Ленин.

«АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛАВКА» НА ВАСИЛЬЕВСКОМ ОСТРОВЕ

Широко известный в Петербурге магазин литературы гуманитарного направления. Архитектура, скульптура, живопись, театр, балет, философия, психология. Обширно представлена печатная продукция по истории Северной столицы. Весомую часть занимает художественная проза, в том числе современная. Надо отметить, что атмосфера в магазине как будто даже отражает общую петербургскую: легкую, свежую, свободную. Не в последнюю очередь благодаря директору Татьяне — приветливому, общительному и азартному человеку.

«У нас не просто торговля, — рассказывает Татьяна. — Со старыми книгами принцип «купи — продай» не проходит. Нужно любить и знать книгу. И уважать покупателя. Многие приходят и просто пообщаться, вспомнить что-то, поделиться. Поэтому мы обязаны уметь слушать людей. Случается, посетители даже жалобы пишут, если продавец слишком неразговорчивый…»

По ее словам, дорогие издания в магазин периодически поступают, хотя настоящие раритеты увидишь редко. Например, один из шедевров книгопечатания — фолиант по иконописи «Византийские эмали» Никодима Кондакова, стоимость которого не менее 500 тысяч рублей, — за 20 лет работы ей удалось встретить всего один раз. Впрочем, ценные и интересные книги в продаже имеются всегда. Пример — иллюстрированный 4-томник «История искусств» 1912 года выпуска с эксклюзивным экслибрисом стоимостью 105 тысяч рублей. Современный аналог этого же автора стоит 400 рублей — качество не сравнить.

Полезный совет: прежде чем идти в букинистический магазин, позвоните туда, узнайте о наличии и закажите нужные вам книги — это очень продуктивно: ежедневно к букинистам поступают десятки и сотни книг, которые не всегда удается оперативно отобрать, поэтому после предварительного звонка вам смогут найти как раз то, что нужно.

Чтобы быть на плаву, многие букинистические магазины осваивают новые сегменты рынка — часть книг распродается через Интернет по заказам. Фото: Ирина Панкратова

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В Петербурге сегодня работают около сорока букинистических магазинов. Принцип работы всех примерно одинаков — скупка и прием книг на комиссию.

При скупке деньги выплачиваются сразу — в разных лавках это 30 — 70% от стоимости книги. При комиссии — после реализации: получаемый процент в этом случае выше.

При приеме книги учитывается ее состояние (важно, чтобы имела товарный вид, не болела, не содержала насекомых), а также характеристики — год, издательство, тираж, наличие иллюстраций. 

Вопреки общепринятому мнению, книги редко сдают, чтобы заработать (за исключением раритетов, коллекционных изданий), чаще — чтобы банально не выбрасывать, освободить помещение, в связи с переездом.

По сравнению с европейскими книжными развалами петербургские не очень богаты. Во-первых, потому что книг в нашей стране издавалось меньше, чем на Западе. Во-вторых, из-за гибели тысяч огромных библиотек во время исторических катаклизмов (той же блокады).

Наибольшей популярностью последние годы в любых магазинах города пользуются сочинения по философии и психологии — это номер один. Тем более по этим дисциплинам в России сегодня выходит много новых переводных книг.

↑ Наверх