Кличут трубы молодого казака…
С 21 по 23 ноября в Российском институте истории искусств пройдет научно-практический форум «Культура межэтнических контактов. Пограничье культур и искусство казачества»
На него соберутся не только ученые, исследующие культуру и искусство казаков, но и сами носители традиции. Они и искусство свое покажут, и научат всех желающих петь и танцевать по-казачьи, играть на музыкальных инструментах.
и 23 ноября в Концертном зале РНБ, а 22-го в Российском институте истории искусств пройдут концерты казачьих ансамблей «Братина» и «Чапура» из Санкт-Петербурга, коллективов «Селяночка» и «Калинушка» из Ставропольского края, коллективов из Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик. Утром 22 и 23 ноября в Зубовском институте состоятся мастер-классы. Первый — «Основы традиционного казачьего пения» — проведет руководитель казачьих ансамблей Юрий Чирков, два других — «Народные танцы казаков Кабардино-Балкарии» и «Основы игры на оркестровом барабане» — носители традиции из Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Во время форума можно будет побывать на тематической выставке художников-графиков Михаила Гаврилова и Романа Писарева (открытие выставки 21 ноября в 16 часов), посмотреть фильмы о казачестве «Путь нагайбаков: долг, боль и свет» о татарах-нагайбаках Челябинской области, «Горячий ключ» (21 ноября в 17 часов).
«Казаки — это особое сословие служилых людей, — рассказывает заслуженный деятель искусств Украины и Польши академик РАЕН, композитор, заведующий сектором инструментоведения Российского института истории искусств Игорь МАЦИЕВСКИЙ. — Состояли они из разных субэтносов и образовались из числа свободных людей. Как особая прослойка людей, активно поддерживавших царский режим в дореволюционной России, участь их в советское время была трагична.
Ввиду особого исторического пути казаков в их традициях нашли отражение разные пласты культуры. Одна из таких групп — черноморское казачество — потомки запорожских казаков, переселенных на Кубань. В их репертуаре есть три исторических пласта: архаический доказачий слой старинного фольклора, общеукраинский, созданный в Запорожской Сечи, и собственно кубанский. Столь же богат и многослоен фольклор русскоязычных казаков — линейных, донских и терских казаков. В становлении культуры донского казачества сыграл роль и тюркский субстрат. Все это делает наследие казачьей музыкальной культуры очень богатым и интересным».